Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Часть 6. Игра в куклы

Куклу, говорящую «мама», бессмысленно хлопающую глазами и пытающуюся передвигаться в одном известном ей направлении, всегда хочется разобрать на части и посмотреть что там внутри. Разочарованному детскому взгляду предстают обычно несколько шестеренок, пара пружин и горстка высыпавшегося на пол пластикового мусора, не имеющих ничего общего с тем, что так завораживало маленького вандала. Затем слезы, новая кукла, и все повторяется снова.
На самом деле шестеренки с пружинками это еще куда ни шло, это хоть что-то. Случается и по-другому. Оторвет, бывало, наследник Тутти голову очередной чудо-игрушке, а там ничего, ни винтика…, пустота полная, и волки воют.
Страшно становится. Как же это она ножками-то дрыгала, ежели даже и шестереночки захудалой нету. И не просто дрыгала - пистолет-миновет танцевала.
А так вот…  Есть и такое. Названия даже не подберешь. Кукла? Да не кукла это, а пустота, скорее. Пустота в оболочке.
Но не только детишки пластиковой расчлененкой балуются. Со взрослыми дядями такая оказия тоже случиться может. Вот с Феллини, к примеру. Предложили однажды дяде этому кино снять. Про Казанову. Не подумайте, что порнуху какую – никак нет. Казанова этот, он ведь не кобель какой приблудный, не кот мартовский, а самый что ни на есть аналитик. Мемуары вот оставил созерцательные. Интеллектуалы писались от его беспристрастности и свободного взгляда на вещи. Вот, говорили, эстет, искатель приключений, полностью свободный от предрассудков своего времени. Холодный наблюдатель собственной жизни, не растрачивающий себя понапрасну.  Мудрость его велика есть.
Подписал Феллини контракт, не глядя. Да и прочел, наконец, знаменитые мемуары. Прочел и покрылся холодным потом.  В мемуарах не было автора.
Была лишь коллекция разнообразных фактов, реестр похождений, сваленных в одну кучу без необходимого отбора и отсева, да убеждение коллекционера в собственной не просто неординарности, а прямо-таки гениальности и … и все.
Где ты, великий факир? Какой ты? Ау…
Тишина.
Что же делать? Обратного пути нет  –  контракт подписан. Но, нельзя же снять фильм о пустоте. Ни о ком. Хотя почему, собственно, нельзя? Можно.
Плоский мультипликационный герой с манией избранности победно прошествовал по такой же мультипликационной картине. Плоский – это неверно. Объемный. Мультфильм-то кукольный.
Фильм этот, начинающийся  с кукольного представления - маскарада и заканчивающийся кукольным же представлением - предсмертным (посмертным) видением, о человеке-кукле и времени кукол. Недаром кульминацией выбрано соитие с куклой. Картонный разврат стал для героя катарсисом, волшебным сном, воспоминанием всей жизни.
Но если б только один Джованни Батисто… Все такие, время такое. Причем, скорее всего, не только по версии Феллини. Оно (время) и в правду было таким.
И не одни мемуары нашего Буратино тому подтверждение. Возьмите что-нибудь игривое, возрожденческое, куртуазное. Тот же «Декамерон», к примеру. Пролистав, «Золотого осла» невольно вспомните, а там и «Сатирикон». Да что «Сатирикон», «Жизнь двенадцати цезарей» всплывет.
И плоский, фанерный привкус уже не покинет. Привкус мертвечины.
Современные постановщики пытаются вдохнуть в античные опусы жизнь. Именно жизнь, а не додумать и осовременить сюжет. Оправдывают это «несовершенством» античной писательской братии, неизобретением некоторых литературных приемов и т.д. А может, и не было тогда этой самой жизни вовсе, в самой жизни ее не было?
На простой этот вопрос Феллини ответил утвердительно. В этом смысле «Казанова» - продолжение «Сатирикона». 
По логике великого итальянца человечество умнеет. Ведь еще совсем недавно (с исторической точки зрения) мышление и чувствование были неразрывно связаны с действием или с реальной действительностью. Ни полутонов, ни глубины. Чувства жестко определялись либо физиологией, либо диктатом внешних обстоятельств.
А логика литературного построения регламентировалась крылатым – «аналогичный случай произошел в городе Туапсе…» - и все тут. Публика читала анекдоты и была довольна.
Потом что-то сломалось. Это в «Казанове» показано: смеются над бедным напудренным стариком жестокие живые потомки. Да и птичка шею свернула, заводи–не заводи – без толку…
Оно и хорошо.
Tags: атрофия чувств
Subscribe

  • (no subject)

    Смычка ЛГБТ и того, что называют словом, за которое Марик забанит, обозначающим начинку телогрейки, вполне осуществима. Практически взасос. Не такие…

  • Северянин, как типичный представитель

    Саморазоблачение чаще всего бывает непроизвольным. Вернее, только такое саморазоблачение и интересно. Поэтических достоинств либо прорех бронзового…

  • сны о чём-то большем

    Недавно построенные и строящиеся церкви, которые вижу, все как один в византийском или условно византийском стиле. Никаких тебе луковок. Сладкие сны…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • (no subject)

    Смычка ЛГБТ и того, что называют словом, за которое Марик забанит, обозначающим начинку телогрейки, вполне осуществима. Практически взасос. Не такие…

  • Северянин, как типичный представитель

    Саморазоблачение чаще всего бывает непроизвольным. Вернее, только такое саморазоблачение и интересно. Поэтических достоинств либо прорех бронзового…

  • сны о чём-то большем

    Недавно построенные и строящиеся церкви, которые вижу, все как один в византийском или условно византийском стиле. Никаких тебе луковок. Сладкие сны…