Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Дядя Ваня

Телевизор показал мне «Дядю Ваню» версии Михалкова-Кончаловского – не фильм, а недавнюю театральную постановку.
Высмотрел далеко не полностью - последний час или чуть более.
Между сценами, на широком экране, служащем своеобразной фоновой декорацией, показывали московские улицы, забитые машинами. В том смысле, что новые поколения точно также просрут свою жизнь, как и герои пьесы.
Я так это растолковал. Навели мечтания Астрова о светлых и правильных потомках, не тратящих понапрасну драгоценные капли. Режиссер, стало быть, с героем-любовником не согласен.

Удивил сам дядя Ваня. Он оказался тютей, несчастьем, недотепой, чем-то недоделанным, ущербным, жестоко обиженным богом. Шопенгауэра из него точно не получилось бы ни при каких обстоятельствах. Нищее имение – его потолок. Герой достоин своей участи.
Раньше амбициозная посредственность - профессор противопоставлялся несправедливо обделенному им, одаренному, но не реализовавшемуся управляющему. Нынче антиподы стоят друг друга. Одинаково бездарны.
Мало того, автор версии всячески намекает - праздность присуща не одним лишь гостям. Каторжный труд хозяев столь же иллюзорен.
Иначе откуда эти постоянные призывы работать, звучащие как заклинание?

За что он так дядю Ваню? Искренен в своем видении или всего-навсего хочет быть непохожим на других постановщиков, в том числе и на себя самого сорокалетней давности?
А еще удручили дешевые приемчики – Серебрякову моют ноги, Астров надевает носок с дыркой, Соня сохнет по Астрову и прочее и прочее.
Классическим остался лишь доктор - девичий кумир, остальные в той или иной степени претерпели изменения. Некоторые – чудовищные.
Но, стоит отметить - все хорошо играют. Жена постановщика, ее впервые видел на сцене, тоже.

И еще. Понравилось вот что. Декорации меняют в присутствии зрителей. В старорежимном театре закрывали занавес. Затем просто гасили свет, оправдывая режиссерским замыслом, и в темноте двигали мебель. Тут же всё просто и безупречно: отыграв положенное, актеры уходят за кулисы, появляются люди в черном и деловито меняют ландшафт, чем лишний раз подчеркивают условность представления.
Очень мне эта идея понравилась. Я совершенно серьезно. Был бы режиссером, непременно бы слямзил.
Tags: про театр
Subscribe

  • (no subject)

    А ещё понять не могу, почему в 1812 году мы победили французов, а в 1945-м - фашистов. Куда ж немцы делись?

  • (no subject)

    Будучи полным невеждой, не могу уразуметь целесообразность поддержания в живом состоянии Севморпути со всеми этими Диксонами, Тикси, Хатангами и пр.…

  • как в лесу, ей богу

    Помогите вспомнить фантастический рассказ, где герой в самом нежном возрасте получает собственные изобретения от самого себя, уже старика, из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments