Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Category:

Еще про кино

Лежит еще один старенький текстик, 10 лет не знал куда засунуть. А теперь увидел в новостях, что Вайда фильм снял о Катыни. Текстик и вспомнился.

МАЛЕНЬКАЯ, НО ГОРДАЯ ПТИЧКА

            Вайде дали Оскар что само по себе символично. Действительно, давали ли за что-нибудь приличное золоченого истуканчика со времен "Восьми с половиной"? Да и ту давнюю оказию можно считать ошибкой эксперимента. Хотя, может, меня память и подводит, давали, наверное. За роли четвертого плана или, как в данном случае, за вклад в мировое... Т.е. когда уже не отвертеться. 
            Отношение к Оскару совсем иное, нежели к каким-нибудь европейским фестивалям. Каннский, например, хоть периодически и «прокалывается», вручая пальму не из эстетских, а, допустим, из полит-крамольных ("Человек из железа", кстати, того же Вайды) соображений или просто по забывчивости, запамятовав откуда ноги растут, и, перепутав раннего Годара, с его выхолощенно-опошленным ремейком ("Криминальное чтиво"), но потом, все же густо краснеет. Оскар в этом отношении безупречен, краснеть ему не за что, он не прокалывается никогда, т.к. «симфонической музыкой» не занимается принципиально, привечая исключительно попсу. Но, речь не об академиках, с которыми итак все ясно, речь о Вайде, вернее о польском кинематографе, который пан Анджей давно уже олицетворяет.
               Существует психолого-лингвистический парадокс: обвинение в половинчатости, в размытости плохого много обиднее, клейма законченности. За произнесение какого термина вероятнее всего можно получить по физиономии в сумрачном переулке от такой же сумрачной компании: "дурак" или "придурок"? Конечно за последнее, а почему? Ведь придурок - не полный дурак, а дурак лишь наполовину. 
                Или, возвращаясь на киностезю, почему (конечно, исключительно меня) так раздражают бесконечные молчания ягнят с основными инстинктами и совершенно не выводят из себя голые пистолеты с крепкими орешками? Потому, что последнее полностью «закончено» и ни на что не претендует, а первое - пересказ сочинений Фрейда воспитанником подготовительной группы детского сада для умственно отсталых детей. Жалкий и трогательный рассказчик при этом уморительно морщит лоб, делает трагические паузы, во всем пытаясь походить на взрослого умного дядю из дома напротив. Дом напротив все равно остается таким же далеким, а дядя еще более заумным и непонятным, притворяется наверное... еще очки нацепил.  
           Ита
к, я не люблю, когда наполовину. Сие в полной мере относится к польскому кино. Кино это (конечно далеко не все, огульно охаивать не хочется) всегда было "почти". Почти таким же психологически точным, как итальянское, почти таким же изобретательным, как французское нововолновое, почти таким же философско-болезненным, как лучшие образцы отечественного, почти таким же лаконично висельническим, как скандинавское. Почти... Но, кинорежиссер в Польше больше, чем кинорежиссер. Нет, я прекрасно понимаю всю глубину трагедии польского народа, знаю я и про Катынский лес, и про Варшавское восстание, и про Святую Ченстоховскую матку, и про пепел и алмаз - про все знаю. Обидно, конечно. Измывались. Но, теперь-то что поделаешь? И главное: кино-то тут причем? Ну, переварили груз прошлого, поставив десяток другой фильмов, обличающих западно-восточных оккупантов (восточных в особенности), ну патетически помянули поруганную самостийность, мечтательно вздохнули разок, что хорошо бы как в старь от моря и до моря. И хватит. У всех это уже случилось, и все это быстренько преодолели. Все, но не поляки. 
                "Польскость" польского кинематографа - хроническая болезнь. В советском кино есть только одно аналогичное явление - фильмы Михалкова. Правда, у приличных людей это явление называется не "русскостью", а "псевдорусскостью". И говорить об этом у нас как-то даже неприлично. Страдающие хворью пока считают за благо помалкивать. Правда, хворь становится модной.
                 Идея маленького, но гордого народа, который до всех хочет донести свою гордость, мешает кинематографу быть фактурным, заниматься формой. Пудовая гиря хронического диссидентства тянет на дно. Польский фильм - практически всегда, фильм "про что". Даже такие фильмы "как", как "Квартальный отчет" или "Поезд", все равно, фильмы "про что".
                  С другой стороны: ну и что? Назовем озабоченность действительностью уникальным свойством, изобретем даже термин, предположим, "снято кровью сердца", или выдумаем другую такую же пошлость. Имеют ведь право, стервецы? Конечно, имеют, только вот кровь сердца всегда почему-то хлещет из одной раны в одну и ту же сторону. Публицистика? Допустим. Не знаю, преподают ли в польских школах принципы раздела Чехословакии (образца 1938 года), подробности Кельцкого погрома или подвиги армии Крайовой на еврейском фронте, но фильмы, игровые фильмы, об этом точно не снимают. Собственно говоря, почему? Не играем в форму, играем в содержание, снимаем не фактурное, а публицистическое (лучше страшное) – вот, пожалуйста, прекрасная натура - снимай - не хочу. И мучения вам на блюдечке, и история родного государства, все - любимое. Ан нет. Не хочу. 
               Да и правильно, чем мы хуже датчан, они же не кричат на каждом углу, как собственных жидов спасли, ну и мы молчим о том, как их грохнули. Зато о Януше Корчаке, это пожалуйста. 
               На вручении в академии пан Анджей говорил принципиально по-польски (чтоб утерлись), с гордостью объяснив это тем, что думает пан Анджей тоже по-польски. Конечно, по-польски.
               По другому и не умеет.

1998

Tags: про кино
Subscribe

  • В этот день 3 года назад

    Этот пост был опубликован 3 года назад!

  • В этот день 11 лет назад

    Этот пост был опубликован 11 лет назад!

  • (no subject)

    Дочь, дефилирующая в данный момент по Нижнему Новгороду, известила о распродаже совсем не лютого по цене винила, типа, переиздания всего и вся.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments