Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Category:

Шерлок

Ребёнок мой, коему передался от папаши неуёмный огнь культурного миссионерства, называемого ныне странным словом «культуртрегерство», заставил-таки высмотреть первую серию «Шерлока».
В рамках обмена любезностями: за папашино кино, честно отъёрзанное дочкой, на чём-нибудь продвинутом должен отмучиться уже родитель, затем опять приходит черёд нудного старья, за которым вновь следует последний писк и так далее.

Шерлок так Шерлок. Не скрою, смотрел с искренним мыльным интересом. Вязко-стремительное повествование ладно скроено, крепко сшито – острый ящичный детектив, на который не пожалели ни денег, ни обслуги, ни актёров лучшего пошиба. Если совершенно нечем себя занять, то смотреть - одно удовольствие. Рекомендую.
По жарким просьбам стойко не желающей взрослеть девочки Сони разделю с ней ещё две серии.

Теперь о грустном.

Беда изначальная, отпугивавшая и отпугивающая от зрелища – чудовищная пошлость переноса персонажей в наше время. Пошлость самого факта. Гусиной кожей покрываешься.
Это как «Холмс и Ватсон против Усамы бен Ладена», или «Холмс и Ватсон против пришельцев», или же, допустим, «Шерлок Холмс против Хищника». С картинками, разумеется.

Я тут на днях напоролся в книжном на выводок продолжателей и дописывателей ещё начала прошлого века с разного рода «Приключениями Майкрофта Холмса» (название, кстати, подлинное, есть там и такое). Целую полку занимают. Так вот: Холмс в 21 веке ещё хуже. Не по мастерству воплощения, а по самому факту существования. Это, братцы, не постмодернизм, это ясельная игра в войнушку.

Беда вторая заключена в оскоплении исходника, причём на самую главную его гениталию.
Детские воспоминания сохранили впечатления моей мамы, светлая ей память, о блистательной статье Владимира Лакшина в «Новом мире» об (целиком или частично - не ведаю) эпопее Конан-Дойла.
Статью сейчас не сыщешь. Во всяком случае, мне не удалось.

В понимании критика, как это понимание через годы после прочтения донесла до меня мама, а затем и моя память, у литературного цикла имелся лишь один герой – Старая Добрая Англия. Всё остальное, включая детективную интригу, было вторичным.
Это понимание остро чувствовал и Масленников, гиперанглийскость экранизации которого звучала в абсолютный унисон с литературной основой, впрочем поскальзываясь на мелочах. Масленников несколько перебарщивал по части экзотики, съезжая уже на стилизацию стилизации, но общее направление чувствовал верно.

Похождения доктора и сыщика – не более, но и не менее чем апология, даже не апология, а панегирик Британии. Они – один из множества убойных инструментов вовсю склоняемой ныне «мягкой силы», отрада англофиликов, именины сердца.
Ведь согласитесь, что может быть лучше? – читать Таймс под поридж, пить файф'о'клок из старинной чашки, сидеть с догом и глотком доброго бренди у камина, отдавать приказы невозмутимому породистому дворецкому, поглощать пиво пинтами, измерять двор ярдами и трескать эти, как их, ростбифы с пудингами. Старыми добрыми пудингами.

И в этом уютном пространстве Джон Ватсон с пшеничными усами и военной выправкой – образец примерного англичанина-патриота, Шерлок Холмс же ещё британистее – он гиперангличанин, англичанин как триумф духа и воли. Как Ленин всегда живой, только не коммунист, а наоборот. Сладкая парочка – симбиоз хорошего с лучшим. Оба с Островов.

А телевизиощики решили оставить лишь детектив. С размытыми намёками на литературную первооснову, да и то чисто сюжетными.
Туповато всё же юное поколение, раз даже англичане не использовали такого шанса пропеть своё отечество. Сдаётся мне, что не сделали они этого по причине искреннего непонимания конан-дойловской прозы.

Ну и, наконец, беда третья, напрямую вытекающая из бед первой и второй: нет решительно никаких причин пользоваться конан-дойловскими именами. Ничего не мешало назвать персонажей сыщиком Смитом и доктором Стюартом, к примеру. Решительно ничего.

Зачем тогда огород городить?
Tags: англофилия, про кино, про книги, ящик
Subscribe

  • Зарисовка Евгения Золотова

    Я шел по Кириат-Яму и внезапно услышал звуки аргентинского танго. Вы знаете что-такое Кириат-Ям? Или где он? Таки я вам расскажу. Это где-то между…

  • Какой шовинизм? О чём он? Да ни о чём

    Есть такая категория крепких мачо-зимовщиков, презрительно смотрящих на городских слизняков сквозь прорезь прицела и сплёвывающих сквозь дырку в…

  • По поводу вчерашнего

    Звонкая очевидная реплика. Я бы ещё добавил что не может авиация и любой другой транспорт на просторах гигантской страны быть частным. Житель должен…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments