Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Уикенд. Говорухин. 2014

Станислав свет наш Говорухин решил вдруг, через 57 лет после Луи Маля, экранизировать «Лифт на эшафот» авторства Ноэля Калефа.
Не просто так. Явно ведь хотел этим что-то сказать. И название даже выбрал нововолнистское, правда, не малевское, а годаровское. И плёнка чёрно-белая.

Силясь разобраться, высмотрел для начала французский исходник.

Литературная основа незамысловата и сюжетна. Фильм чуть лучше. Даже не тем, что в сухой детективный вымысел добавлена любовная линия, а гильотина изъята, а тем, что это французский нуар. Разумеется, слизанный с американского (нововолнисты все поначалу сходили с ума от американского кино), но на порядок более стильный. Стильный – вообще лучшее определение для картины.
Жанна Моро (внешне совсем не моя героиня, но то мои трудности), труба Майлса Дэвиса, ночь, дождь, ощущение полной безвыходности. Настолько полной, что даже эшафот, которого, впрочем, нет, кажется выходом.
Однако безысходность эта без тонкого душевного наполнения. Просто, сюжетный тупик. Жопа. Так обстоятельства сложились, из-за сущего пустяка. А могли бы и не сложиться. И всё было бы тип-топ.

Картина почти традиционна. То, что сейчас называют триллером. Маль ведь причислен к Новой волне формально, никаким боком к ней на самом деле не относясь.
Заметил лишь два фактурных настроенческих эпизода: блуждание Моро в ночи, да сцену трогательного недосамоубийства двух идиотов под музыку из дешёвого электропроигрывателя.

Теперь очередь говорухинского творения.

Тут всё ещё проще. Паноптикум, социальный срез, где все без исключения омерзительны. От мала до велика. Разве что убитый старый чекист вызывает какую-никакую симпатию. Тот самый Зельдин из Десяти негритят. Впрочем, даже он не более чем цепной пёс корпорации.

Остальные же, что верхние бизнес-шмизнес-слои, что державные-предержавные чиновники, что молодёжь из условного Бирюлёва, уровень мечтаний которой исключительно животно-потребительский, – чистая зоология. А коллизии – лишь предлог для выявления и обличения нравов.

И второй убийца, прямо как в романе, остаётся безнаказанным. В отличие от французской экранизации, где справедливость всё-таки торжествует, но героев почему-то жалко. А главный виновный и вовсе совершает злодейство по большой любви.
Луи Маль ведь тогда ещё не вскрывал язвы общества. Не дорос. Да и потом тоже не вскрывал.

Излишне говорить, что чёрно-белая картинка тут не более чем чёрно-белая картинка. То бишь, не цветная. Чёрно-белое кино вообще более кинематографично, это общеизвестно. Теперь это известно и Говорухину. Жаль, только это.

Ну и лифт. Лифт с мясом выдран из «Сердца ангела». Жаль, только он один.
Tags: про кино
Subscribe

  • зной

    На дворе пекло. Водочная тема неуместна, зато пиво как нельзя кстати. Вольная фантазия на тему советской пивной, в которой, судя по всему, перемешано…

  • разрыв сердца

  • (no subject)

    ТГ Зрительный нерв о кино и не только от Михаила Дряшина t.me

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments