Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Category:

Краткая история предыстории

Говорят, перед умирающим проносится жизнь, словно фильм на ускоренной перемотке. С первых шагов до зрелости или немощной старости – кому как повезёт.
С рекламой в нашей стране дело обстоит точно также. Не в плане её безвременной кончины, но по скорости развития.

Казалось, без малого три десятка лет тому её и вовсе не было. Вернее, формально существовала, конечно, но отсутствовали два фактора, которые только и делают рекламу осмысленной – перенасыщенность рынка и наличие конкуренции.

Посему имела она характер вполне сюрреальный вроде особой пятнадцатиминутки, специально отведённой в скудной сетке вещания в расчёте, видимо, на своего особого зрителя, которого ещё нужно уговаривать купить, скажем, переносной кассетный магнитофон «Протон 402», который и так на прилавках не залёживался, или пресловутых транспарантов «Летайте самолётами Аэрофлота!». В последних наблюдалось сразу два кульбита театра абсурда:

Первый, всем известный повод общенародного зубоскальства – монополизм – а на чём, собственно, ещё летать?
Второй – вводящее в ступор уточнение «самолётами», неужто у Аэрофлота есть ещё и гужевой транспорт?

Как бы то ни было, население самой читающей страны мира встретило наступление антисоветской эпохи девственной незамутнённостью, характерной разве что для первобытных тропических племён.

Народ принял рекламу как родную, с восторгом. Даже смотрел её специально с не меньшим воодушевлением нежели «Рабыню Изауру» или «Богатые тоже плачут». Был даже такой телеканал «2х2», целиком отданный рекламе и изредка перемежавшим её музыкальным номерам.

Особенно радовались родители совсем малолетних: карапузы, вперившись в экраны и чудесным образом смолкали, входя в медиа-транс. В это время в них совершенно безнаказанно можно было вталкивать манную кашу.

Касаемо же знаменитого пелевинского вопроса: «рекламодатель зачем у нас рекламу дает?»: решался он тогда также по-пелевински: «чтобы крутым себя почувствовать».
В условиях ненасыщенности рынка, который, как бездонная бочка, реклама воспринималась, в основном, статусной игрушкой толстосумов. Ею альфа-самцы метили территорию и наполняли веси громким посвистом о готовности к поединку или соитию.
Чем-то похоже на «Летайте самолётами Аэрофлота!», не правда ли?

В памяти того времени лишь реклама недоступного обнищавшим массам ритейла бытовой техники и электроники «Партия», которая «вне политики и вне конкуренции», и на удивление достойный ролик загадочной организации «СЭЛДОМ».

Другую, не менее многочисленную категорию рекламодателей являли разнообразные мошенники и аферисты, уютно, громко и безнаказанно устроившиеся в России того периода. Торговый дом «Селенга», «Тибет», «Хопёр-инвест» и прочее-прочее. И, конечно же, «МММ».

«Хопёр», кстати, если поначалу устами Александра Цекало и Лолиты Милявской абстрактно хохмил, то потом начал над туземцами откровенно и зло потешался. Это такая чрезвычайно любопытная категория выстраивания отношений с целевой аудиторией, нигде, кроме России мне не встречавшаяся. «Развод лохОв» под откровенное «бу-га-га» рекламистов.

В лавочку мошенников входит идиотически бодрый прапор.
- Ну вот, я и в Хопре! Я к вам, Катя, за акциями пришёл!
- Чаю хотите?
- Сначала акции, потом чай! Крепкий, но не сильно!
- Индийский, краснодарский?
- Кррраснодарррский! – раскатистое залихватское «р». Бредовый выбор краснодарского, когда есть индийский – намёк на малую родину аферистов.
- Хорроший! Кррраснодарррский! – возвещает прапор, хлебнув чайку, раскатистое «р» становится уже невыносимым, фоном - зацепинская тема «Трутся спиной медведи».
Занавес.


Такой вот ролик.

Но всё это детский лепет в сравнении с откровенной энтомологичностью рекламы «МММ». Тут относились к клиентуре, как к насекомым, не только этого не скрывая, но, судя по всему, ставя опыты по определению ментального порога – когда же, наконец, подопытные поймут, что их не просто обманывают, но унижают, всласть потешаясь, выставляя имбецилами и откровенной гопотой.
Результатом масштабных исследований стала величайшая реклама всех российских времён и народов – эпопея Лёни Голубкова (реклама ведь имеет единственный критерий качества – коммерческую эффективность, других нет) и, побочно, портрет тогдашнего среднестатистического россиянина, очень похожий на портрет нынешнего типичного жителя одной из крупных и наиболее шумных постсоветских республик.

Ваял гоп-нетленку для Мавроди отмеченный яркой божьей искрой, культовый персонаж – Бахыт Килибаев, имевший с предприятия, помимо гонораров, ещё и особый интерес.

На киностудии «МММ», существовала и такая, снял он удостоенный разных наград мистический игровой лубок «Гонгофер», коего не найти уже ныне в хорошем качестве. С тех пор на слуху только его сценарные и рекламные проекты, вроде сделанного в паре с Бекмамбетовым «ГАЗ – русские машины». А жаль.

Жизнь, к счастью, не стоит на месте. Ещё до того, как разогнали пирамидостроителей, случилось два заметных события. Второе дыхание обрёли захиревшие было любители золотых унитазов, о которых писал в самом начале. Реклама, как понт, авторства Тимура Бекмамбетова бравурно звучала с 1992 по 1997 год в исполнении банка «Империал». И не она одна.
«Let my people go» Альфа-банка держава мычала от Калининграда до Владивостока. Дети в ожидании первой звезды отказывались от постылой каши, а лебедей стали докармливать, чтобы не улетели.

Убил помпезную мегафауну только дефолт, пронёсшийся над страной как юкатанский метеорит. Катаклизм пережили немногие.

Эпоха королевского великолепия завершилась одновременно с эрой больших афер, и обе категории ископаемой рекламной живности сделали нам ручкой. Однако ещё в эру расцвета статусных гигантов мужали и их могильщики. Веря, что царство динозавров не вечно, крепла остроумная реклама осязаемых товаров и услуг, пусть даже вида химического польского пойла «Херши-кола» или сомнительной заморской водки «Белый орёл».

Рынок, наконец, насытился, пусть даже дрянью, и на сцену вылезла реклама в теперешнем её понимании. Падение в 1998 году болида имени Кириенко просто расчистило поле, похоронив допотопных монстров, красивых и ужасных.

Так закончилось вчера, и наступило сегодня. Но это уже совсем другая история.
Tags: pr2b, дряшин, реклама
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments