Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Варшавские мелодии Леонида Зорина

в исполнении Сергея Голомазова и Рубена Симонова

Всякий раз по-детски радуюсь ординарному драматургическому фокусу. Когда один и тот же текст позволяет и даже потворствует альтернативным себя прочтениям.

На «Варшавскую мелодию» в своё время случайно падал какими-то телевизионными кусками в вахтанговском, вернее, симоновском исполнении, с Борисовой и Ульяновым, и желания втянуться в милую мелодраму глубже решительно не возникало. А тут застал вдруг концовку голомазовской версии, и накрыло с потрохами. Не в последнюю очередь из-за принципиальной несхожести с хрестоматийным прочтением.

Новый спектакль этот, прежде всего, поэтический, и уже потом мелодраматический. И героиня принципиальна иная: не взбалмошная трескучая кокетка, персонаж большей частью забавный, пусть и трагически глубокий внутри, а колючая дёрганая закомплексованная невротичка. И герой… впрочем, всё по порядку.

Главное, это совершенно иная, пусть и не менее пронзительная, но иная история любви.

Ремарк как-то заметил, что жизнь состоит из одноактных пьес, герои которых не переходят из одной в другую. Это как раз о нашей истории.

Классическая, 1969 года выпуска, ведала о романе, не сложившемся под гнётом обстоятельств иногда даже непреодолимой силы. Но герои пронесли сквозь годы, обретя в итоге экзистенциальный пафос гордой несбыточности мечт.
Орёл Ульянов так и остался орлом, пусть и не смог свить гнезда. И мужиком хорошим, и орлом. Вспомнился монолог Мордюковой из «Простой истории».
У лирических героев было главное, оно есть и всегда с ними будет. Этим оправдано всё, с этим можно бесстрашно смотреть сквозь осень.
Ну не сложилось. Светлая грусть и немного патетики.

Ныне же представлено совсем иное. Не определить даже, что доминирует: страсть, пусть с лёгким перебором по части сентиментальности, или же история старения мужчины, умудрившегося за двадцать лет полностью стоптаться. Мужчины вообще стаптываются быстрее.

Это та самая концовка, что меня сразила. Тухлый взгляд, мышиные повадки, занудность счетовода, примерного семьянина, старомодные мешковатые брюки, шляпа в сеточку, кардиган на пуговицах, тёртый портфель из рук не выпускает. Измельчал, потускнел, превратился в половую тряпку, в пустое место, сам того не желая, не чувствуя, к тому не стремясь.

Если в первой версии герой остаётся героем, уже явно трагическим, пусть и заеденным обстоятельствами, то тут – нет, тут он жалок. Помните фотографа Пашу, тютю и рохлю, безнадёжного воздыхателя любимой женщины механика Гаврилова, в блистательном исполнении Всеволода Шиловского? Это оно и есть.

И ничего уже быть не может, не потому, что ушло время, а потому что навсегда ушёл герой. Он не повторился в последней одноактной пьесе. Вместо него что-то мямлит это прошляпившее жизнь недоразумение.

Первая мелодия о том, что ничего не проходит. Вторая о том, что проходит всё. В шестидесятых публика много смеялась, ныне почти плачет.

А ещё при бережном донесении литературного материала и принципиальной контрреволюционности постановщика, радует множество маленьких вкусностей, вроде виолончелей без струн – чеховских запертых роялей – звучать которым не суждено, а ведь могли бы. Но, увы и ах. И таких бесструнных лакированных красавиц на сцене великое множество, как в мире невоплощённых судеб.
Или посыпание героиней самоё себя нарочито на глазах у зрителя имитирующим снег белым конфетти, в вихре которого Геля входит в диалог с Виктором. И ещё много всякого разного.
А играют-то как лапушки, Страхов и Пересильд, – залюбуешься. Новое поколение всё же не зря овёс жрёт.
Tags: про театр
Subscribe

  • И коньячку ещё полкило

    Ты посмотри на себя, ну какой из тебя шофёр, какой бывший лагерник? Да у тебя на лбу 10 классов нарисовано! Глеб Жеглов И снова Галич. На этот раз…

  • (no subject)

    А ещё, мне просто интересно, нахуя (пардон, но "зачем" в данном случае неуместно) они взяли обыкновение показывать сериалы по одной серии в неделю?…

  • (no subject)

    Как завижу белорусские протесты против кровавого режима за свободы и европу, всякий раз думаю: хорошо, что Василь Быков не дожил, а то был бы в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • И коньячку ещё полкило

    Ты посмотри на себя, ну какой из тебя шофёр, какой бывший лагерник? Да у тебя на лбу 10 классов нарисовано! Глеб Жеглов И снова Галич. На этот раз…

  • (no subject)

    А ещё, мне просто интересно, нахуя (пардон, но "зачем" в данном случае неуместно) они взяли обыкновение показывать сериалы по одной серии в неделю?…

  • (no subject)

    Как завижу белорусские протесты против кровавого режима за свободы и европу, всякий раз думаю: хорошо, что Василь Быков не дожил, а то был бы в…