Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

поглощая книжку Джареда Даймонда «Ружья, микробы и сталь: история человеческих сообществ»

Прекрасно понимаю, что похожу на героя чеховского письма учёному соседу, но книжка жанра науч-поп, посему имею законное право вставить свои пять копеек.

Первое, что огорчает незамутнённого читателя – заданность опуса. Кажется, доктор Даймонд не ищет ответов на терзающие его вопросы, ответы у него есть. Не хватает лишь аргументации, отбором и систематизацией которой он и занимается на семи сотнях страниц. Задача книги – оформление доказательной базы уже имеющейся установки.

В силу интернационально-гуманистических воззрений вполне сектантского свойства (иного у подобного рода воззрений наблюдать не доводилось), зовущихся ныне политкорректностью, автор просто не может допустить расовые особенности как причины цивилизационного отставания.

Собственно, я тоже почти уверен в генетическом равенстве этносов по части интеллекта, но прекрасно понимаю, что уверенность эта основана только лишь на моём прекраснодушии и, с головой погружаясь в омут изучения предмета, мне её с собой брать не стоит.
Мало того, я как раз таки должен на время погружения стать убеждённым, пусть и исследовательски честным, расистом, чтобы факты, сами развенчивали мои реакционные взгляды или же, напротив, ещё более укрепляли меня на моих человеконенавистнических позициях.
Но, как уже сказал, автор приступал к исследованиям не для того, чтобы выяснить истинное положение дел, а только лишь – отстоять свои исходные верования.

Чтобы достичь поставленной цели всего то и надо доказать, что условия Средиземноморья и Междуречья уникальны, и нигде более не встретить даже их слабого подобия. Существовали бы, дескать, где-нибудь в Австралии с Полинезией, Америках, Африке или Антарктиде Средиземноморье-2 и Междуречье-2 с набором наиболее характерных аксессуаров – был бы ещё один мощный очаг культуры, ведь народы, как мы помним из неприкосновенных скрижалей мистера Даймонда, наделены интеллектом в равной степени, мешают или помогают им только условия окружающей среды.

Второй краеугольной заповедью доктора Дай стала единственность столбового пути. Автор ни секунды не сомневается, что европейский технологический путь универсален, обязателен и безальтернативен.
Однако возможно другие народы шли принципиально иными дорожками. Ведь и сам т.н. европейский путь изобилует множеством распутий и ответвлений, свернув в которые в тот или иной момент истории, неясно к какой модели мироустройства и к каким инженерным достижениям можно было бы прийти. Что уж говорить о распутьях и ответвлениях более высокого порядка, когда на кону корневой принцип, а не детали.

Вернёмся, однако, к генам. Автора не трогает, к примеру, вопрос альтернативного человечества неандертальцев, и то, что в одной части человечества нынешнего течёт неандертальская кровь, а в другой, кстати, именно у уроженцев технологически отсталой Африки – её нет и в помине. Впрочем, возможно в 2005 году кроманьонцы и неандертальцы ещё не считались в академических кругах разными биологическими видами.

Неандертальцы признаны сейчас отдельным видом разумных приматов со своими отличительными особенностями, как, скажем, отсутствие потребности в духовных отправлениях при вполне умелом изготовлении разнообразных орудий труда. Во всяком случае, при переизбытке приспособлений чисто практического свойства, никаких художественных поделок или наскальных рисунков, а также предметов хоть какого-нибудь культа неандертальцы после себя не оставили.
Возможно, эта и множество других черт второго вида разумных обусловлены генетическим отсутствием, назовём их так, эстетических и религиозных желёз. И быть может, совсем неслучайно в алчных и прагматичных европейцах течёт кровь этих альтернативных человеков, а в эмоционально и музыкально переразвитых, но технологически отсталых чистокровных неграх её нет.
Однако автор с высоты «своего» времени, то есть всего лишь с пятнадцати лет отставания от русского читателя (как всё-таки быстро несётся хромая кляча передового края науки) настаивает на отсутствии убедительных доказательств смешения кроманьонцев с неандертальцами.

Короче, поостерёгся бы я стричь всех землян под одну интеллектуальную гребёнку. И вообще задавать вопросы, честно ответить на которые заведомо нет ни смелости, ни сил.
Tags: про книги
Subscribe

  • (no subject)

    Дочь, дефилирующая в данный момент по Нижнему Новгороду, известила о распродаже совсем не лютого по цене винила, типа, переиздания всего и вся.…

  • муки

    В балабановском опусе "Я тоже хочу" Мамонов смотрелся бы не в пример убедительнее Гаркуши. Особенно, если бы вышний крематорий его не принял. Почище…

  • Капелька чуши

    Всем известные стихи А.Вознесенского обещают неминуемое расставание в вечность, где никто никого не забудет и, соответственно, уже никогда не увидит.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments