Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Categories:

Нация из пробирки

Ничего не могу с собой поделать, но когда вижу прилично одетого горожанина категории 40+, говорящего на мове, уверен, что дома, когда никто не видит, он по-русски ругается с женой, по-русски балагурит с соседом за бутылкой горилки, да и думает он по-русски. И не лицедей он вовсе, а совершенно искренне борется с собой каждое утро, всем позвоночником чувствуя свалившуюся на него национальную идею и воодушевляясь ею. Грезит, что дети вырастут красивыми и свободными гражданами великой Украины. Потому и не позволяет себе ни слова по-русски в их присутствии. С коллегами по работе приветлив и терпим. Настолько, что спокойно переносит общество русскоговорящих собеседников. Однако отвечает всегда по-украински и очень переживает, когда, не зная украинского слова, использует русский эквивалент. Краснеет. Потом украдкой лезет в словарик или интернет.

Учился в нашей институтской группе некто Иван Г. На первой перекличке в сентябре 1984 года представился как «Иван Г из дважды орденоносного города Ворошиловграда». Был мускулист, сутул, с фрикативным «г», «у» вместо «в» и стрижкой под прапора. Учился старательно. Даже англичанка в нём души не чаяла. Во всём, кроме произношения: на фонетического Мутко махнула рукой – бесполезно.
Ваня много читал и осмыслял искусство. Любимым композитором числил почему-то Перголези (фрикативное «г»).
По окончании Бауманки уехал обратно в дважды орденоносный город Ворошиловград, куда его, собственно, и распределили. Было там какое-то предприятие по профилю.

Прошло два-три года. Ваня пропал не полностью – какое-то время писал письма хорошенькой сокурснице. Оттого и знаю, что к середине 90-х Ваня перестал быть Ваней. Подписываться стал «Иванко». И вообще самоидентифицировался, наконец, по самые картопляники. Но это так, к слову.

Не будучи в курсе специфики, но видя множество адептов т.н. свидомного стана, публично изъясняющихся по-русски, осторожно предположу, что русскоязычные от природы украинские националисты умилённо смотрят на детей своих, что по-русски если не изъясняться, то писать уж точно не будут, а дети детей и подавно, себя же сознают уходящей натурой. На манер израильских идейных первопоселенцев, со слезами светлой надежды взиравших на отпрысков, вышедших из рабства и не знающих галутного языка родителей.
Это такое идейное формирование нации путём отречения от самих себя – пока не вымрет, дескать, последний раб, вышедший из Египта, но дети наши будут видеть свет. Элиэзер Бен Иегуда, легендарный реаниматор и выдумщик иврита (знаете как на иврите чайник? Кумкум. Бутылка – бакбук, бабочка – парпар и так далее. Не было в Пятикнижии чайников, вот Элику и пришлось фантазировать) именем которого в каждом израильском городке улица названа, строго запрещал жене не то что говорить с детьми по-русски, на мове (сами-то из России родом) или идиш, но даже петь колыбельные. Потом лил слёзы счастья, глядя на детей своих, первых ивритоязычных от рождения.

Кстати процесс утери языковой идентичности короче, чем можно подумать. В начале 20-х годов практически все варшавяне могли так или иначе изъясняться на русском. К началу Второй мировой, то есть всего через два десятка лет, русский в Варшаве был уже напрочь забыт. В Польше тогда тоже происходило активное национальное строительство со сладкой мечтой, чтоб от моря и до моря.
Родной язык вообще забыть просто, если нет задачи не забывать, и обстоятельства тому потворствуют. Говорят, десяти лет без внешней практики и самостоятельных усилий вполне достаточно. Некоторые «наши» эмигранты – наглядный тому пример. А если язык не совсем родной? Полуродной?

Патриотически возмущённые с той стороны утверждают, дескать, русский как иностранный в украинских школах есть и будет. У меня вот в советской школе английский тоже был. Так и не освоил. Одноклассники мои тоже. За исключением направленно занимавшихся оным вне школы. Сами ведь помните.

Идейное строительство новой нации, свежей как утренняя роса, чистой как горный хрусталь, свободной от мутного рабского прошлого, за версту отдаёт ювенальным прогрессорством, с плохо скрываемой симпатией описанным ещё Стругацкими в «Гадких лебедях». Хорошо когда такое на глухом пустыре и исключительно для специально собравшихся для этого дела добровольцев, прилетевших из дальних краёв энтузиастов переплавки себя и детей в новую общность. Без загона аборигенов гуртом в светлое будущее.

На Украине, кстати, свет клином не сошёлся. В том же Казахстане, к примеру, происходит ровно то же самое, только тихо и продолговато. Русский, типа, второй государственный, но без знания первого, искусственно развитого русскими же и сдобренного письменностью, придуманной в секции какого-нибудь филиала АН распроклятого СССР, делать в республике, официально провозгласившей целью своего развития достижение мононациональности, решительно нечего.

После мерзких антирусских эксцессов периода становления государственности торопыг-русофобов там для вида приструнили, сделав ставку на политику вязкого выжимания: дать почувствовать «вате» полное отсутствие перспектив и позволить ей тихо, без шума и пыли, самой съехать, если есть куда (Россия в то время, да и сейчас, громко вздыхая по самому большому в мире разделённому народу, застенчиво водила ножкой, в упор не видя соплеменников и усиленно изображала, что всё это никак её не касается), распродав за бесценок дома и квартиры. Ну а пенсионерам милостиво соизволили мирно дожить, благо погоды они не делают, да и немного уже им осталось – лет двадцать, тридцать от силы. Можно и потерпеть.

Те же, кому бечь некуда, а до гробовой доски ещё далеко, отдают детей в казахские детсады и школы, прекрасно понимая, что русского будущего для них не предусмотрено. И никаких тебе восстаний, потому что всё успевает только тот, кто никуда не торопится.

Поэтому всякий раз как вижу какую-нибудь очередную эксгумацию национального самосознания у восторженно мыслящей интеллигенции, тихой, вежливой, прилично одетой, в пенсне, с книжкой подмышкой, открывающей свои корни и мечтающей вырастить новое поколение высококультурных нерабов, хочется бежать без оглядки.
Tags: наблюдение, размышлизм
Subscribe

  • (no subject)

    Дочь, дефилирующая в данный момент по Нижнему Новгороду, известила о распродаже совсем не лютого по цене винила, типа, переиздания всего и вся.…

  • муки

    В балабановском опусе "Я тоже хочу" Мамонов смотрелся бы не в пример убедительнее Гаркуши. Особенно, если бы вышний крематорий его не принял. Почище…

  • Капелька чуши

    Всем известные стихи А.Вознесенского обещают неминуемое расставание в вечность, где никто никого не забудет и, соответственно, уже никогда не увидит.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments