Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Categories:

Солярис (Solaris), 2002 год, Стивен Содерберг, США

Солярис (Solaris), 2002, Стивен Содерберг, США

По злому безрыбью перебираю сухие сети и перетряхиваю лежалые припасы.

Вариация Содерберга – адаптированный к публике «Солярис» не Лема даже, а Тарковского. Автор, безусловно, болен русской картиной, как все без исключения люди бодрой воли.
Но, увы и ах, облегчённая версия: убраны длинноты, визуальные пиршества, магические длинноплановые любования, никаких тебе охотников на снегу. Киноязык проще, музыка проще, вообще всё проще. Но с уважением, даже прямым цитированием отдельных приёмов вроде постоянной встречи поступательно движущейся камеры с одним и тем же персонажем, которого она, казалось бы, уже проехала. В конце концов, даже зануда Лем, в ту пору ещё живой, изошёл-таки желчью, точь-в-точь как тремя десятилетиями ранее на Тарковского.
Но факт есть факт: лента не что иное, как бережно написанная лекция для колхозников.

Перед каждой материализацией Хари, которую зовут почему-то Реей, зрителю показывают предваряющий её сон Криса, в котором фигурирует эта самая Хари. Чтобы понятно было механизатору, чего это она вдруг возникла.
Доктор Сарториус превратился в гордую негритянку Гордон, тоже доктора наук. Гибарян лишился своей непонятной национальности, зато фамилию и пол сберечь удалось. Снаута сократили до Сноу.

Но главное: это вообще не о том. Не о принципиальной неосуществимости контакта и глобальном одиночестве человечества, к которому оно навсегда приговорено, как у Лема.
Не горькие размышления о жути исполнения желаний, о стыде – возможно, единственном пути к спасению; не болезненно острая тоска по дому, как у Тарковского.

Тут проще, тут про любовь, безвозвратность потери из категории «с любимыми не расставайтесь», дарование второй попытки и искупление при удачном её прохождении. С дополнительно привнесённой интригой, сдобренной пошловато-высокопарным сомнением в подлинности всех нас, грешных, подлинности с прописной буквы «П», и дописанной концовкой. Нельзя же, согласитесь, оставлять финал открытым – публика не поймёт.

Американское кино вообще рассказывает истории. Европейское и азиатское тоже может рассказывать истории, но может быть и концептуально иным. Голливуд иного не хочет, он всегда рассказывает истории.
Собственно, истории рассказывают и британцы, это вообще англосаксонская черта. В заокеанском варианте особенно сильно множимая на голый коммерческий расчёт, на пристрастия и стереотипы заказывающей музыку публики, следовать коим необходимо, а формировать теоретически возможно, но исключительно лаской. Воспитание зрителя – удел внешне и внутренне несвободных сообществ, к одному из которых мы пока ещё относимся. Жаль, ненадолго.
Tags: про кино
Subscribe

  • (no subject)

    А вот, если через два месяца после прививки Спутником Ви тест на антитела даёт отрицательный результат, означает ли это, что организм оказался…

  • (no subject)

    ТГ Зрительный нерв о кино и не только от Михаила Дряшина t.me

  • Искания (в немалой степени и о себе тоже)

    Сколько-то лет тому назад по каналу Культура демонстрировали супружескую пару гуманитариев, вот уж более полувека жившую напряженной духовной жизнью.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments