Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Корпорация «Святые моторы» (Holy Motors), Леос Каракс, 2012, Франция, Германия

К пунцовому стыду сделал неожиданное открытие всеми давно открытой Америки: Леоса Каракса с последней своей лентой.

Трагическая щемящая абсурдистская композиция с крепким, пусть и мутноватым, сквозным сюжетом, местами эпатирующая, да так, что один раз чуть было не выключил.

Колесит по Парижу роскошный лимузин с постоянно перевоплощающимся потрёпанным лицедеем, надрывно живущим разными жизнями на потребу неким таинственным зрителям, персонифицированным толстым Мишелем Пикколи.
В основе, судя по всему, и вправду актёрская доля, благо картина и посвящена-то безвременно сгоревшей жене-актрисе.

Играть играющего актёра – дело нелёгкое. Особенно когда игра на износ, до кровяных пузырей. Разумеется, вся наша жизнь – игра, простите за пошлость. Разумеется, всё – фальшь и сплошное притворство. И нет грани между подлинным и мнимым. А раз так, играть можно совершено искренне. Позволительно даже заиграться до смерти, которая может оказаться вполне себе настоящей. Умирал-то ты по-настоящему, пусть и играл, чего ж смерти тогда с тобой церемониться?

Занятно, что цепочка «знаю, что ты знаешь, что я знаю…» состоит тут чуть ли не из четырёх сегментов. Актёры играют актёров, которые, в свою очередь, тоже играют, как, к примеру, в одной из показательных сцен прощания со стариком на смертном одре, где оплакивающая его племянница знает, что это игра, как и отходящий в мир иной дядя. Мало того, он знает, что подложная племянница знает, что он живёхонек. Однако при этом всё происходит от чистого сердца. И эти плоскости существования никак друг другу не противоречат, напротив, сливаются в упоительной гармонии – умерший дядя, в конце концов, встаёт с койки, интересуясь перед уходом именем племянницы, та же, удовлетворив любопытство покойника, продолжает безутешно убиваться.
Похоже, автор намекает, что мир наш и состоит исключительно из подставных, подставных Всевышнего.

Мало того, актёры ещё и получают явное удовольствие от самого процесса игры, особенно в музыкальных номерах, совершенно этого не скрывая. А это ещё один сегмент в цепочке.

Фантасмагория, изобретательная по исполнению (чего стоит, к примеру, неожиданное, уже под конец, исполнение героиней вокального номера, экстренно переводящее доселе повествовательное зрелище в жанр мюзикла), почти целиком состоит из цитат и аллюзий. На то, собственно, и постмодерн. Каждая роль с корнем откуда-то выдрана, в основном из жанрового мейнстрима: фантастики, криминала, мелодрамы, мюзикла, даже Кинг-Конга, олицетворяющего ислам в одной из подисторий. Однако всякий раз игра в цитату искренна до слёз, до смерти. Благо герой всё время норовит себя убить, и пару раз ему это действительно удаётся.

Он ведь не щадит себя, сжигая последние силы, тратя всего себя без остатка. Тем более что иной жизни у него и нет. В буквальном смысле нет. Гипербола, приклеиваемая к актёрам, тут реальность. Для субъекта в лимузине нет иной жизни, кроме круглосуточного кровавого балагана.
Tags: про кино
Subscribe

  • (no subject)

    А вот, если через два месяца после прививки Спутником Ви тест на антитела даёт отрицательный результат, означает ли это, что организм оказался…

  • (no subject)

    ТГ Зрительный нерв о кино и не только от Михаила Дряшина t.me

  • Искания (в немалой степени и о себе тоже)

    Сколько-то лет тому назад по каналу Культура демонстрировали супружескую пару гуманитариев, вот уж более полувека жившую напряженной духовной жизнью.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments