Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Стратегия паука (Strategia del Ragno), Бернардо Бертолуччи, Италия, 1970

Телефильм, что чувствуется. Поначалу кажется довольно утомительным ходульным зубоскальством над простонародной спецификой целой страны, обуреваемой селянскими политическими страстями.

Деревенская глушь Европы, её полевой стан, захолустный, богом забытый городок, олицетворяющий, надо думать, всю Италию, с недалёким, а то и вовсе слабоумным населением. Одни, словно дети в песочнице, играют в фашистов, другие в антифашистов, а мысли у всех как у Буратино – коротенькие-коротенькие.
Сатирическое условно-плакатное иносказание, гипербола, гротеск. Картонные фашисты, идиотические коммунисты, те и другие – совершеннейшие пейзане.

Но не всё так просто. Ощущаешь вдруг, что все они отчаянно переигрывают, изъясняются каким-то штампами, будто согнали статистов на постановку скверной пьесы, которую неумехи исполнить не в состоянии. Дешёвая опереточная наигранность, выспреннее дурновкусие, трескучий провинциальный театр, драма в шапито.

Однако представление режет глаз и слух не по простоте душевной, а с явным умыслом – по причине игры в игру, что так любил унылый умственный затейник Борхес. Сюжет рассказа, лёгшего в основу ленты, обязывает. Там, как водится, очередной тоскливый аргентинский лабиринт, в котором герой плетёт из действительности цветистый театральный орнамент со страстями и трупом самого себя.
Отсюда все эти вымученные, напоказ театральные диалоги, искусственные коллизии, даже бюст героя, установленный на главной площади, наспех слеплен из алебастра каким-то самоучкой. Жизнь, дескать, вообще бездарная постановка, она – театр, а люди в ней «кушать подано».

Вот и поставил Бертолуччи очередное, выковырянное из носа занудного слепого библиотекаря, хитросплетение силами труппы условного театра сельской самодеятельности. Сделал это намеренно. Солисты дома культуры закатывают глаза и заламывают руки.
Клин клином. Одну фальшь другой. Тем самым извещая зрителя, что всё понарошку, иллюстрируя само понятие «театр», благо по сюжету герои творят из реальности театральную постановку.

Товстоногов в своё время почти также боролся с Островским, ставя «На всякого мудреца довольно простоты» как бы на сцене провинциального театра 19 века. С аляповатыми нарядами, уездными примой, трагиком, простаком и прочими трогательными пошлостями, включая даже будку суфлёра прямо на сцене. И играли именно так, как играли бы при государе Александре Николаевиче где-нибудь в Жиздре.
Другими словами, вывертом на выверт, скрасил пустым пустое. Это я о Бертолуччи.

Однако хоть так, хоть эдак, а всё равно никчемно, через зевоту. Смотреть разве что как биографический артефакт, не более.
Но самое интересное: в том же году снят блистательный «Конформист», где всё по-взрослому, по самому гамбургскому счёту. Лента эта, быть может, только и оправдывает всё, что было у постановщика, и до, и после.
Как же одно с другим срослось?

А ещё, возвращаясь к фильму, остаётся без ответа главный вопрос: зачем всё это? Может, постановщик остро нуждался, денег на «Конформист» не хватало? Ничем иным не объяснить.
Tags: про кино
Subscribe

  • Война будущего (The Tomorrow War), Крис МакКей, 2021, США

    Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой Апокалиптическая стрелялка с монстрами и перемещением во времени. Собственно,…

  • стефанович

    Вослед ушедшему Стефановичу. Кажется, лучшее, что он сделал - этот вот клип, когда и клипов-то ещё не было. Сам ли наложил мосты на музыку под…

  • Дочки-матери, Сергей Герасимов, 1974, СССР

    Герасимова не то чтоб не любил, но не любил. За, как теперь говорят, пафосные (прилагательное в последние годы истаскали), искусственные, выломанные,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments