Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

По поводу

В связи с показанным не так давно по телевизору стариком с явными признаками слабоумия, грозящим всем душителям театральных новаций мсье С самоличным вырыванием ноздрей и дыбой, в который уже раз остерегаю публику от пагубного стремления к целостности образа.
Люди меняются радикально, жизнь состоит из одноактных пьес, герои которых не переходят из одной в другую.
И в этом теле, правда, на порядки свежее, с этим же именем существовал когда-то совсем другой человек, с другими мыслями и совершенно иным мироощущением, снявший гениальный "Белорусский вокзал" и щемящую, совершенно русофильскую "Осень".

Белорусский вокзал
Андрей Смирнов, 1970, СССР

Лента Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» остаётся лучшим игровым фильмом о Войне. И вряд ли кто-нибудь сможет свергнуть её с пьедестала. Судя по кинотворчеству последних десятилетий – и подавно.
Почему лучшим?
По принципу барашка и ящика. Помните у Экзюпери? Принц попросил лётчика нарисовать барашка. Барашек всё время получался не такой: то слишком большой, то, напротив, слабенький, то старый… Тогда начинающий уже заводиться лётчик изобразил ящик и сказал малышу:
- Вот тебе ящик. А в нём сидит твой барашек.
Принц просиял.
И это то главное, что делает картину абсолютно правдоподобной, реалистичной и даже натуралистичной в показе Войны.
Второй источник силы – когорта абсолютных героев. В быту неприметных, даже невзрачных, скрывающихся до поры под личинами – кто директора завода, кто журналиста, кто слесаря, кто бухгалтера. Они внедрены в чуждую им современность и в ожидании часа икс искусно таятся, заигрываются даже, забывая об истинной своей сущности.
Но в особые дни или в лунные ночи наносное слетает с оборотней, как шелуха, и перед нами вновь румяные рядовые, сержанты, медсёстры… Их начинка – Война, она – их внутреннее содержание. Они навсегда там, на Ней.
И совершенно не важен социальный статус, происхождение или уровень интеллектуального развития укушенных Войною. Она их перековала и сплавила в единое целое. В каком-то смысле они и не люди вовсе.
В реальности же всё было далеко не так. Как писал Ремарк, тоже, кстати, из укушенных: жизнь состоит из одноактных пьес, герои которых не переходят из одной в другую. Они не выкованы из кремня и стали. Они разные. Пьеса-то кончилась.
Вспоминается поэт-фронтовик Межиров, хороший, кстати, поэт, сбежавший с места происшествия после того, как в самом конце восьмидесятых насмерть сбил одного талантливого актёра. То не Синявинские болота, о которых слагал стихи, то совсем другая пьеса с другими действующими лицами и совершенно другим уже Межировым.
Но реальность нас не заботит. Фильм Смирнова, прежде всего, символичен, а уж потом правдив. Правда – вообще не задача искусства.
В фильме же все под знаком Великой Беды и Великой Победы. И юное поколение тоже. Девочка просыпается в ночи от того, что Поезд приходит на Белорусский вокзал. Тот самый поезд. Один на всех. И на нас с вами тоже.
А мы все там, на том перроне. И всегда там будем. Во всяком случае, должны.

2015
Tags: лица, песни революции, про кино, ящик
Subscribe

  • А ещё мы Качиньского из нагана сбили

    Вот уже 22 года прошло с момента краха Империи, а глядишь ты, мы всё равно во всём виноваты. И будем виновны во веки вечные. И дети будут знать, кто…

  • Анамнез

    Давно уже попкорном запасся. Пивко прихлёбываю, слежу за комедией. В РФ не поняли призывов Польши обсудить крушение самолета Качиньского в рамках…

  • И нет им покоя

    По Культуре в цикле Academia читает лекцию консул по культуре при Польском посольстве Хиероним Грали. Читает по-русски. Тема лекции - "Польский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments