Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Конец детства (Childhood's End), Ник Харран, 2015, США

Будучи с пубертатного ещё возраста страстным любителем science fiction, приятно удивлён размахом трёхсерийного мини-сериала по раннему роману не особо привечаемого мною Артура Кларка. Телевизионный опус запал в душу, но чтобы определить авторство того, что пронзило сердце щемящей грустью (не шучу), выяснить Кларк это или Ник Харран, требовалось прочесть книгу, которую долгое время не мог достать. И вот, наконец, свершилось.

В ленте, куда старательно перенесена канва романа пусть и со сдвигом её в современность, заметно смещён вектор трактовки изложенного, переставлены акценты. Если в романе наличествует некий, пусть и болезненный, позитив, дескать, человечество трансформируется, переходя на новый виток своей карьеры, становясь из куколки бабочкой, да, жертвуя ненужным уже коконом, то в сериале мы видим только лишь операцию ликвидации, потому что в дальнейшем развитии человечеству попросту отказано. Сверхцивилизация видит в нём угрозу собственным меркантильным интересам: то ли безопасности, то ли могуществу.

Безболезненная эвтаназия осуществляется в цивилизованных условиях новейшими препаратами, включая наркотические, по последнему слову техники с соблюдением всех демократических процедур. С согласия сытого и недюжинными стараниями персонала интеллектуально деградировавшего подопытного.

В почти буквальном соответствии с Откровением Иоанна Богослова человечество сначала лечат, откармливают, увеличивают продолжительность жизни, устанавливают мир во всём мире, инициируя наступление золотого века, при этом безжалостно сворачивая любые туземные исследования и разработки, способные пусть и в самой отдалённой перспективе разрешиться каким-либо научным или технологическим прорывом, а потом….

Потом детей (не звери же) забирают, переведя на иной уровень внеземного уже существования, при котором те перестают быть людьми, полностью, ещё на Земле теряя свою цивилизационную и персональную идентичность, становясь Иными, если не Чужими.
Взрослых же, разбив им сердца изъятием детей и стерилизовав, оставляют доживать свой век в тепличных условиях, а с естественной смертью последнего землянина и вовсе сворачивают лавочку – уничтожая Землю как астрономический объект.

Аллюзий, сами понимаете, воз и маленькая тележка. От политики стран т.н. золотого миллиарда по отношению к непокорным или просто иным с постепенным ласковым демонтажем туземной хижины по всем направлениям, заходя на мягких кошачьих лапах сначала с ценностного, идентификационного и заканчивая пустой площадкой с оседающей над ней пылью. Родителям в гуманной версии дают сдохнуть самим, детей же забирают в город, где те начисто забывают, какого они рода-племени.

Дорого стоит и осознание себя букашкой, существующей лишь по недосмотру взрослых или до той поры, пока им не мешаешь. И ощущение общности уже на уровне планеты, которая, впрочем, никого не спасает.

И то, что всех нас запросто, не задумываясь, можно купить за кусок коврижки с маслом, как население Гюллена в дюрренматтовском «Визите старой дамы», что с удовольствием продало в заклание в нашем случае уже не одного только Альфреда Илла, но самоё себя.
Что польстившись на пряник и сладкие слова, поверив яркому и сильному, не выторговав себе никаких гарантий, ничего даже не пытаясь проверить, очаровавшись, словно трепетная безмозглая девица, статью кавалера, куртуазными манерами и жаркими уговорами, можно легко проиграть жизнь. Причём сделать всё своими собственными руками.

У Бредбери есть прекрасный ранний рассказ «Бетономешалка». В нём воинственных не сребролюбивых марсиан, верных законам чести и гор, закованных в латы космических нибелунгов, отправившихся завоёвывать Землю, на месте быстренько обволакивают и развращают, ласково, по-вавилонски высосав из джигитов всю их пассионарность. В нашем случае всё наоборот.
Помните Хоботова? «Это был какой-то гипноз. Непостижимо. Своими руками отдать счастье, надежду...». Помните конец восьмидесятых – зарю девяностых?

Начало 1950-х у них там, на англосаксонщине, протекало, судя по всему, депрессивно-эсхатологически. Ядерное противостояние, бомбоубежища при каждом картонном домике, любой день последний. В результате великий и суицидальный «Город» Клиффорда Саймака, невесёлые «Марсианские хроники» Рэя Бредбери и его совсем нерадостные рассказы, один из которых так и называется – «Завтра конец света», или вот «Конец детства» Артура Кларка, писателя не особо-то интересного, ставшего через несколько лет жестяным мальчиковым техницистом, достойным разве что журнала «Юный техник». Скафандры там всякие, бластеры, корабли, инженерный научпоп, чудеса НТР.
А тут, хоть и имеющая к настоящей литературе весьма отдалённое отношение, но пронзительная и жутковатая вешалка, вполне достойная пера какого-нибудь Исигуро.

И, пожалуй, главное. Опус вышел на удивление актуальным. Не проходит и дня, чтоб не всплыл он в памяти в связи с той или иной злободневностью. Смотришь и думаешь, вот он, конец детства. У тех или у этих. У нас. И уже давно.

Впрочем, у Кларка всё это не так страшно, экранизация страшнее. Вектор другой. Чем и приглянулось.
Tags: про кино, про книги
Subscribe

  • В бананово-лимонном...

    "Более 400 подмосковных учителей в начале этого года прошли тренинги по сингапурской методике обучения". Вот и у нас теперь Сингапур. Не…

  • Загадочные успехи высшего образования

    Первая сотня это 224, 240 и 256 Вести, Россия 1, эфиры от 02.10.2018 (09:00, 11:00 и т.д.) замучили уже бравурной новостью о том что "сразу…

  • Несколько слов о высшем образовании

    Мавроди нервно курит в коридорах преисподней. Наталья Нестерова стреляется из водяного пистолета. Кузьминов давно уже наложил все свои кейсы в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • В бананово-лимонном...

    "Более 400 подмосковных учителей в начале этого года прошли тренинги по сингапурской методике обучения". Вот и у нас теперь Сингапур. Не…

  • Загадочные успехи высшего образования

    Первая сотня это 224, 240 и 256 Вести, Россия 1, эфиры от 02.10.2018 (09:00, 11:00 и т.д.) замучили уже бравурной новостью о том что "сразу…

  • Несколько слов о высшем образовании

    Мавроди нервно курит в коридорах преисподней. Наталья Нестерова стреляется из водяного пистолета. Кузьминов давно уже наложил все свои кейсы в…