Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Лачуга должника (минисериал по Вадиму Шефнеру), Александр Котт, 2017, Россия

Попытка воссоздания популярного в СССР жанра лирической подростковой фантастики в её смешливо-драматической подкатегории имени Алисы Селезнёвой и половозрелого Электроника. Причём с намеренным постмодернистским переигрыванием – плексигласовыми скафандрами, обклеенными фольгой пультами управления, космическими кораблями из папье-маше с мигающими лампочками от ёлочных гирлянд.

Представителей жанра во время оно было немало, больше всех запомнился Георгий Гуревич с тревожным началом Яхты Здарга: «Конфликт между великой планетой Вдаг и крошечной Астреллой начался с обмена посланиями», из которого Жванецкий, похоже, и выудил героя одного из своих монологов: «Я писатель-фантаст. Дайте мне дорогу, я рассеянный! Я могу в любой момент под трамвай. Крупноголовые существа планеты Большой Центавр обрушили ядерные заряды на планету цветущий Галибарс!»

Но то столбовое направление, подкатегория же, о которой идёт речь, отличалась комичными русскими фамилиями, Советским Союзом в качестве места действия или же одного из мест, бодрым туристическим юморком с хитроватым прищуром, вспышками трескучей патетики, верой в светлое будущее и общей мечтательной вялосюжетностью.

Пионерская зорька в нашем случае обременена была зорькой комсомольской, с оттепельной борьбой за правду и выявлением подлеца Ромашова, того самого, из «Двух капитанов», только названного по-другому.
Как замечено выше, в повествовании всё намеренно несерьёзно, это игра в Шефнера в переносном и даже в прямом смысле (Шефнер единожды появляется в качестве эпизодического персонажа). Правда, понять это способно только дитя советского времени. Потому и неясно, на кого, собственно, рассчитано.

Серии на третьей мелодраматическая составляющая берёт верх над картонными звездолётами, и опус окончательно начинает походить на двух каверинских капитанов с вечной всепобеждающей любовью, призывом бороться и искать, и непримиримой борьбой с неубиваемым мерзавцем Ромашовым.

Понятно, что романтика исканий, схваток и большого чувства воплощена с изрядной долей стилистической отстранённости, нарочито в традициях неунывающих редакций молодёжных программ и альманахов юношеских дерзаний. Похоже, в 1983 году будущий продюсер Цекало зачитал-таки лениздатовскую книжку Шефнера до дыр.

И не только это. Его, как и постановщика, судя по всему, не отпускала «Обратная сторона Луны». Отсюда, кстати, и утомительный уже Деревянко, золотой фонд киностудии им. Горького, паренёк из «Ералаша».
Захотелось, наконец, своего, не франшизы. Вот и вспомнилось школьное. Про любовь и дружбу, с перемещением во времени и пространстве.

Повторюсь: сыграно представление не всерьёз, понарошку. Чистой воды постмодернизм, почти пародия. Для тех, конечно, кто склонен это улавливать. Для остальных же – восемь серий наивных приключений в столь же наивных декорациях.
Tags: про кино, ящик
Subscribe

  • (no subject)

    Дочь, дефилирующая в данный момент по Нижнему Новгороду, известила о распродаже совсем не лютого по цене винила, типа, переиздания всего и вся.…

  • муки

    В балабановском опусе "Я тоже хочу" Мамонов смотрелся бы не в пример убедительнее Гаркуши. Особенно, если бы вышний крематорий его не принял. Почище…

  • Капелька чуши

    Всем известные стихи А.Вознесенского обещают неминуемое расставание в вечность, где никто никого не забудет и, соответственно, уже никогда не увидит.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • (no subject)

    Дочь, дефилирующая в данный момент по Нижнему Новгороду, известила о распродаже совсем не лютого по цене винила, типа, переиздания всего и вся.…

  • муки

    В балабановском опусе "Я тоже хочу" Мамонов смотрелся бы не в пример убедительнее Гаркуши. Особенно, если бы вышний крематорий его не принял. Почище…

  • Капелька чуши

    Всем известные стихи А.Вознесенского обещают неминуемое расставание в вечность, где никто никого не забудет и, соответственно, уже никогда не увидит.…