Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Categories:

Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами, Александр Столяров, 2012, Россия

Местами неумелое сочинение, причём неумелое по-настоящему. Не имитация. Наивное душеспасительное кино, не вызывающее, однако, отторжения. Можно сказать: занятное, по-своему неглупое, остроумное, периодически живописное даже – стильными идеально выстроенными планами и величественными ландшафтами.

Но, неровён час, детский православный утренник выскочит, с занудной святочной такой метафоричностью вроде расцветшего посоха, который-де поливал-поливал разуверившийся послушник и т.п. Потом вдруг снова хорошо, всё по-взрослому, будто ничего и не было. А дальше опять накатит.
При всём том смотрится. Опус вообще дружественен зрителю.

Справился о постановщике, многое прояснилось. Документалист со стажем, причём малороссийский. Там нравоучительные плакатные иносказания допустимы, не выглядят постановочными – документалистика же – у жизни, дескать, подсмотрено. Напротив, считаются удачей.

Тут же вылезает не только дешёвая патетика, но и простая ситуационная неряшливость, которой в правдолюбивом жанре тоже бы не заметили. В первых же кадрах старец курсирует по кромке пляжа в полных водою туфлях с носками и делает вид, что всё в порядке.
Такой простой механической фальши постановщик не замечает, ибо не приучен чувствовать за реальных, созданных не им, а Богом, дядь и тёть. Он же документалист, умелый фиксатор чужого.

С другой стороны, не замечает он искренне, и вообще всё у него предельно искренно. И хочется думать, что так оно исключительно по неумелости, безыскусности, простоумию и чистоте сердца. Чего нельзя не ценить, и что не может не радовать так, что даже фрикативное «г» особо не раздражает.

А ещё благодаря ленте воспринимаешь веру естественным способом повседневного существования. Одним из. Религиозность – это просто такая форма жизни, ментальности, быта, уклада, всего прочего. Не более.

И последнее – с чем сравнивать. Наиболее близкий по формальным признакам «Монах и бес» Николая Досталя кажется по просмотре «Старца Паисия» бледной натужной немочью. Впрочем, он и без «Старца» ничем особенно не радовал.
Tags: про кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments