Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Восхождение, Лариса Шепитько, 1976, СССР

Формально совсем ведь не евангельский сюжет. И Портнов не Пилат, рук не умывает, напротив, усерден во зле, и Рыбак не Иуда, Сотникова не сдавал, далее по списку. Однако нам и рассказывают-то альтернативную версию, версию наоборот, связанную с канонической одним лишь Мучеником. Версию, где даже Иуда не смог повеситься.

Продал душу, и всё – бечь более некуда. Мир нараспашку, а не укусишь. Кому он теперь нужен этот мир? Кому нужна жизнь, которой уже не воспользоваться?

Это ещё и о том, что очень многие стали бы Рыбаками при неудачно сложившихся обстоятельствах. И что сам Рыбак, не попади в переплёт, мог закончить жизнь моралистом-орденоносцем в окружении любящих детей и внуков.

Рыбак вообще типичен, это не наследственный мерзавец Гаманюк, не идейный приспособленец Портнов. Таких, как Рыбак, основная масса. Сотниковых же единицы.
По выражению сценариста Клепикова, лента – «обжигающе философская притча, которая сталкивала высокое духовное начало человека с его понятным стремлением сохранить тело как вместилище духа». Духовное со шкурным-физическим. Горнее с мирским.

Но это всё есть и у Быкова.

А вот Портнов-дьявол в чёрном пальтишке – только в кино. Скорее даже, мелкий бес-уполномоченный – от имени и по поручению – разжившийся по случаю завалящей душонкой. Пусть, всего одной и неказистой, но в этот раз. С миру по нитке. Одна старушка – рублик, десять – уже червончик. Работа у него такая – мелкая, грязная, порученческая – квёлые душонки подбирать.

Недаром Филипп Ермаш так яростно отбивался и кривил амбицию, и вправду ведь «религиозная притча с мистическим оттенком». Весь набор гусиной оторопи содержит вплоть до переселения душ. Мальчика в будёновке помните?

Это у Быкова вполне реалистично, у Шепитьки же холодок по коже.

А как качнулся висельник, словно колокол? Дорогого стоит. А переход мученика в иное качество, когда лицо заострилось и вдруг стало ликом, а Портнов взглянул и отпрянул? И много чего другого, особенно под конец. И, собственно, само название ленты.

Такого качества мистику и люблю. Не припомню, кстати, ничего подобного в советском кино ни до, ни после.

Да и погибли они через три года вместе, разом, постановщица и оператор, ничего более не сняв. Тоже ведь мистика.
Говорят, Бог забирает, когда уже нет более недоделанных дел, когда всё своё сделано. Особенно главное.
Tags: про кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments