Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

МиМ

Или вот «Мастер и Маргарита». Всегда воспринимал роман как белый стих, совершенно не копаясь в «смыслах».

Одинаково брезгливое сочувствие вызывали как предававшие сочинение анафеме по причине его бесовщины, так и не способные наслаждаться слогом и оттого влезающие в сюжет, «ничего такого особенного» в нём не находя.
Не раз слышал, что советский человек просто не понимает рассыпанных в тексте намёков, аллюзий, а то и прямых ссылок на Писание, что те или иные постулаты, вбитые в коротко стриженные гимназические головы на Законе Божьем, в романе намеренно вывернуты наизнанку, что во сто крат усиливало воздействие на старорежимного по происхождению читателя.

Я-то как раз из советских, охотно верю, что и половины не понимаю, однако не очень этим удручён, ибо, как предупредил в самом начале, воспринимаю роман исключительно как упоительный белый стих, а стихи, как известно, природу имеют сугубо музыкальную.

Однако, если попробовать посмотреть на роман иначе, в свете происходившего с его автором, можно сызнова изобрести велосипед, ибо, не сомневаюсь, что всё давным-давно рассмотрено и так и эдак. Но мы-то ничего такого по лености не читали, так что откроем заново в нашей кустарной мастерской.

Разумеется, высочайшее, от Самого, разрешение на работу во МХАТе, морозно-задушевные с ним разговоры по телефону и последующие полтора десятилетия относительного покоя явно нелояльного литератора и жены его, когда другие за во сто крат меньшее исчезали навсегда, навело автора на размышления, выстроившиеся в оставленное ему время в великий роман.

Можно сказать, что роман, если его рассматривать не как произведение искусства, а как наполненный «смыслами» текст – о взаимоотношениях Булгакова и Самого, и разного рода последствиях и надеждах, порождённых этой игрой в кошки-мышки.

Похоже, Булгаков не сомневался, что в лице Сталина имеет дело с Лукавым. При этом, не принимая самого Лукавого однозначно негативно. С гимназических лет ведь ещё насвистывал «Сатана там правит бал» за неимением тяжёлого металла. А тут такой развесистый Сталин, более всего умевший казаться не дураком.

Лукавый вмиг устроил все булгаковские дела на тот период и не трогал мастера до самой кончины, будто специально, чтобы тот успел написать гениальный роман об их взаимоотношениях.

Мастер же усложняет и обеляет Лукавого, полностью подпав под его обаяние, но всеми силами отводит от себя обвинение, что душу обменял на гениальный выплеск, с которым отпущенное ему время закончилось, и на покой, на который от всей души надеялся. Покой до и за чертой. Без геенны огненной. Будто бы они там и вправду о чём-то таком столковались. Ведь как ни крути, не будь «МиМ», мастер так и остался бы лишь способным литератором в безбрежном ряду себе подобных. Ну, выдающимся.

Мастер надеется на лёгкий уход и лучший исход, понимая, что Света ему, конечно, не светит, ибо связался с Рогатым, но маленький домик с палисадником себе с женой он всё ж таки выторговал. Наивный.
Хотя, кто знает...
Tags: про книги
Subscribe

  • (no subject)

    ТГ Зрительный нерв о кино и не только от Михаила Дряшина t.me

  • Искания (в немалой степени и о себе тоже)

    Сколько-то лет тому назад по каналу Культура демонстрировали супружескую пару гуманитариев, вот уж более полувека жившую напряженной духовной жизнью.…

  • (no subject)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments