Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Жёсткое ложе Евгения Николаевича

по поводу «Уроков русского» на НТВ, 26 октября 2018

В очередной порции духоподъёмного ликбеза Захар Прилепин попытался втиснуть Леонида Гайдая в придуманную им концепцию творческой деградации советских киномастеров в период перестройки вследствие этой самой перестройки, приводя в качестве доказательств и вправду невыразимо постыдные «Операцию «Кооперацию» и «На Дерибасовской хорошая погода…». Перестройка, дескать, комедиографа и сгубила: стал рваться на образованские митинги и снимать форменные непотребства.

Против самой концепции ничего не имею. Целительная сила отрезвляющих звездюлей от советской цензуры и правда была высока, а большинство прогрессивных творцов с примкнувшей к ним гуманитарной общественностью поражали термоядерной мощью инфантильности, полыхнувшей потом, по слабости контролирующих инстанций, аки газовый баллон на кухне у алкоголика, снося с собой всю многострадальную многоэтажку.
И правда, не покидает ощущение, что все они тогда в одночасье как-то радикально поглупели.

Применительно же к Гайдаю прилепино ложе даёт сбой, и сам Прилепин этого не знать не может.
Последним настоящим шедевром комедиографа стал «Иван Васильевич меняет профессию», хоть по формальным признакам и вошедший в прискорбный цикл экранизации русской классики, начатый дуболомными «12 стульями», но по сути ставший финальным аккордом условной золотой серии того Гайдая, которого мы Гайдаем и числим.

Показательно, что содержащаяся в фильме ссылка на предыдущую работу режиссёра (Гайдай любил этот приём) обращена не к предыдущим по хронологии «12 стульям», а к «Бриллиантовой руке» – фоном в одном из сцен вольной интерпретации Булгакова звучит песня про зайцев. Иван Васильевич меняет профессию в 1973 году.

Потом всё покатилось под гору, не разом, но быстро. Если «Не может быть» ещё как-то, в память былых заслуг, и употребимо, то дальше пошла уже полная тягомотина, а за ней и откровенная стыдоба. Задолго до всяких перестроек. «Спортлото 82» или «Опасно для жизни» неужто забыли?

Связана творческая кончина, похоже, с отставкой искромётных хохмачей Слободского-Костюковского и приходом уныло-колхозного Владлена Бахнова, который ещё немного продержавшись на уровне предшественников в «Иване Васильевиче», начал затем неудержимое и безвозвратное падение в пропасть агроюмора.

Одно только непонятно: зачем Прилепину было укладывать Гайдая в деревянную идеологическую схему, если он ну никак в неё не вписывался?

На Гайдае, однако, правдоруб не остановился, попытавшись впихнуть в те же колодки и Рязанова. Сразу скажу: в отношении к толстяку совершенно с рассказчиком солидарен, но тоже ведь не укладывается, ибо деградировал Эльдар приливами, с 1957 по 1961, с 1968 по 1971 и уже окончательно его прорвало с 1988 по самый свой финал. Тогда-то тыковку навсегда и снесло под самый корешок. Но вопрос, что постыднее, поздние работы сказочника или, к примеру, «Человек ниоткуда», так и остаётся открытым.
Антисоветчиком он был, судя по всему, всегда. Просто мудрые клещи режима не давали маразму развернуться.

А приводимый в качестве ещё одной иллюстрации той же деградации Сергей Соловьёв тоже исписывался и ранее «Ассы», «Наследница по прямой» один из живых тому примеров. Да и «Ассу» он снял не с режимом бороться, а на волне второй своей молодости, почуяв феромоны последней весенней тревоги, был неудержимо затянут в воронку мусорной пубертатной контркультуры.

Короче говоря, ради красного словца мать с отцом Евгений Николаевич явно не жалеет. Сначала схема, потом действительность. И если не укладывается – тем хуже для неё. Чистый же Быков. Впрочем, они приятели.
Tags: лица, про кино, ящик
Subscribe

  • какого-какого? - брежнего!

    LiveJournal после давнего и оглушительного провала своей коммерциализации, навсегда обрушившего ресурс, всё время пытается, напоминая Почту России,…

  • (no subject)

    А ещё это вот вирусное фото в припиской "Ленинградское хореографической училище в эвакуации" стало множиться в сети, аки саранча. С фактологией, и…

  • Давали ли жопе слово?

    Бытовал такой, как сказали бы теперь, мем: «жопе слова не давали». Подозреваю, из забытого напрочь анекдота, где по какому-то поводу соревнуются…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • какого-какого? - брежнего!

    LiveJournal после давнего и оглушительного провала своей коммерциализации, навсегда обрушившего ресурс, всё время пытается, напоминая Почту России,…

  • (no subject)

    А ещё это вот вирусное фото в припиской "Ленинградское хореографической училище в эвакуации" стало множиться в сети, аки саранча. С фактологией, и…

  • Давали ли жопе слово?

    Бытовал такой, как сказали бы теперь, мем: «жопе слова не давали». Подозреваю, из забытого напрочь анекдота, где по какому-то поводу соревнуются…