Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Category:

Петровы в гриппе и вокруг него. Алексей Сальников

Вязкий, умело выписанный, но именно вязкий, утомительно вязкий поток иронического сознания, будто с трудом идёшь по кисельному болоту, с характерным чавкающим звуком вызволяя ногу из липкой жижи, чтобы вновь опустить её для очередного шага. А потом опять вызволять. Силы тают быстро. Боже, как я тут оказался? Скорее б выйти и не быть навсегда всосанным неодолимой трясиной.

Прям Пруст какой-то, простите за выражение. Нет, ничего не хочу сказать, писано мастерски, выпукло, образно, где угодно возьми, да вот хоть: «После еды Петрова, нагретого чаем, начали собирать на улицу». Одна только беда, особенно поначалу, пока не всосало, – перебор. Мастер же читательской усталости явно не замечает. Невдомёк ему, что хоть хороша приправа к обеду, жрать её ложками может далеко не каждый.
Но потом то ли привыкаешь, расслабляешься и начинаешь получать удовольствие, то ли в самой трясине что-то качественно меняется в лучшую сторону, то ли желание узнать, к чему всё это, заставляет с какого-то момента забыть от вязкости продвижения.

С другой стороны, ни о чём доселе не подозревавший читатель со всей наглядностью убеждается, что в реальности запросто можно увязнуть, как это случается с героями повествования, которые только тем и занимаются, что бесповоротно застревают, даже тонут в липкой мелочной ткани бытия.

Однако по ходу дела замечаешь, что почти каждая из сцепленных романом историй имеет если не свою ирреальную концовку, то спасительное ирреальное послевкусие. Случайный собутыльник оказывается вдруг богом Аидом, профкомовская снегурочка ледяной и пр.

Такое неожиданное прикосновение вышнего к бескрайней топи земного постылого, так что горний ангелов полёт становится хоть и ненадолго, но слышен, всякий раз приводит сонного читателя в чувство.

Потом, на коде, когда ребус сотканных из мельчайших бытовых подробностей сюжетных линий вроде бы складывается в единое целое, но именно «вроде бы», неуверенно и не очень внятно, и читатель остаётся в лёгком замешательстве, ибо смысловые направляющие намеренно не прописаны, лишь намечены и не завершены – короче говоря, когда автор соблазняет повторным прочтением с обращением внимания на пропущенные мелочи, намеренно рассыпанные им по периметру и слегка припорошённые землицей, чтоб не отсвечивали, понимаешь, что участвовать в разгадывании головоломки нет ни желания, ни сил.

Понимаешь также, что персонажи, за которыми неотрывно следим на протяжении всего романа, примечательны лишь тем, что по чистой случайности, сами того не ведая, причастны к активности сущности высшего порядка, проворачивающей какие-то свои, не доступные пониманию смертных дела.

Смертные же, как в стоппардовской пьесе «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», слышат только отголоски чего-то большего, настоящего истинного представления, о содержании которого не в состоянии даже помыслить. Сполохи далёкой грозы.
Быть может, чувствуют спинным мозгом, что где-то громыхает по-настоящему, за стенкой Гамлет убивает Лаэрта, но, увлечённые своими мышиными заботами, так и не узнают об этом до самой смерти.

А ещё повествование чем-то «Хромую судьбу» напомнило со специально не продолженными сюжетными линиями, любой из которых хватило бы на целый роман.

Кстати, почти каждая из глав может смотреться самостоятельной повестью, не требующей ничего помимо. Особенно шестая, жалко даже, что романом её обездвижили.

В романе же всё искал сверхзадачу. Извёлся. Неужто всё ради того, чтобы проницательный читатель связал все ниточки и догадался, что Петрова-жена – дочь, а Петров-сын – внук Повелителя Мух? А всё вместе, типа, детство Омена. Совсем ведь тухло, согласитесь.

Быть может, сверхзадача только лишь в том, что агностик-сочинитель даёт публике пощупать вещь в себе? Вышнее дыхание демиургов. Дескать, суслика видишь? – Нет – И я нет, а он есть.

А пишет он ладно, бесподобно, ни на кого не похоже, недаром филолог, но всё равно, хоть кол на голове теши, «достигнуть», а не «достичь», что ж за напасть-то такая повальная?
Tags: про книги
Subscribe

  • (no subject)

    А ещё, мне просто интересно, нахуя (пардон, но "зачем" в данном случае неуместно) они взяли обыкновение показывать сериалы по одной серии в неделю?…

  • укрощение будущего

    А что, "Укрощения огня" по тв уже не будет, отныне и никогда, а особенно сегодня? Шедевр перешёл в разряд идейно сомнительных, если не подрывных?…

  • (no subject)

    Двойная радость. Фрагмент легендарного спектакля, на восторженный рассказ о котором и ночи не хватит. И, одновременно, пародия на Сергея Михеева. Так…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments