Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Categories:

Хармс, Иван Болотников, 2017, Россия

Он явно был не в себе, человек со справкой, с диагнозом, каким-то невообразимым образом просуществовавший два летальных для других десятилетия и даже ставший за это время популярным. То ли режим не был столь уж людоедским, то ли просто обходил его, не замечая. Как упырь юродивого, ибо существовали они в разных вселенных.
Упырь – в своей, для строевых упражнений, юродивый Данилка – в своей, малахольной, где даже мальчишки его не трогали.

Затейник Данилка меж тем с нетерпением ждал немцев. Как началась война, так сразу и оживился, глазёнки радостно заблестели, сел у окна и замер в предвкушении.

Это, собственно, всё, что сказал бы о Хармсе, спроси о нём кто-нибудь перед просмотром.

Ждала меня достаточно традиционная композиция с разыгрыванием литературных отрывков в присутствии автора. Проигрышная, надо заметить, форма. В отсутствии автора всегда лучше. Не стоило его вообще вмешивать. Он-то тут совсем ни при чём.

Без автора даже из такого сора может получиться шедевр. Легендарный левитинский «Хармс, Чармс, Шардам или школа клоунов» тому порукой. Блистательный был театр, бесподобная постановка. Теперь – увы, и то, и другое в воспоминаниях современников. Был ещё достойный внимания мультик «Старухармса»

В нашем случае напрягают настырные попытки привязать хармсовские тексты к живой реальности. Дескать, подслушаны и подсмотрены они чудаковатым долговязом в окружающей его абсурдной действительности. А долговяз с трубкой в зубах, знай себе, записывал и мотал на воображаемый ус. То ли Хармс в пространстве фильма живёт в стране своих героев, то ли герои – в стране Хармса.

Гротеск, разумеется, но, увы, злободневный. Откуда они только эту злободневность выковыривают, если её отродясь не было? Что бы ни делать, лишь бы с тоталитарным рабством бороться. Хлебом не корми, дай только всплакнуть по жертвам гулага.

С другой стороны, может, забыть, что это Хармс, и просто внимать истории болезни с постепенным, но неуклонным отягчением состояния абстрактного пациента. Истории одного безумия на фоне предгрозовых сполохов и всем известных исторических катаклизмов, которые душевнобольного если и касаются, то не напрямую. Разве что под самый конец, да и то не факт, что в полной мере осознаются. Это у нас с вами каждый сполох отдаётся. А он в траве поймал жучка, без наживки, без сачка. Он вообще в домике. Пожизненно, но ненадолго. Что ненадолго – возможно даже к лучшему. Звучит цинично, но что выросло, то выросло.

Сделано стильно. Оставлю ленту при себе.
Tags: про кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments