Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Выйти из леса на поляну, Ермек Шинарбаев, 1987, СССР

Это такая литературщина, где герои ведут высокопарные умственные беседы, философически мыслят и драматически страдают.
Причём беседы эти будто из школьной хрестоматии, в манере условного Паустовского.
Идёшь, дескать, по лесу, далее долгое елейное описание дубов и берёзок, выдираемое обычно под диктант, а навстречу неприметный такой грибничок-лесовичок роста среднего, в плащике брезентовом выцветшем, кепчоночка, опять же, серенькая, корзиночка плетёная и журнальчик «Огонек» в руках. И начинает он с тобою разговоры разговаривать и ведать обо всём, что было и что будет. Ты же начинаешь дуреть от зашкаливающего в крови сахара.

В своё время Владимир Сорокин выдал пародию на подобное в виде рассказа «Кисет», которую метко и цепко начал, а остроумно закончить пороху, как водится, не хватило – свалился в обычное своё непотребство.

В нашем же случае встречаются целых два трагических одиночества нелёгкой судьбы на фоне предгрозового в широком смысле, эсхатологического даже ландшафта.

Встречаются и делятся друг с другом наболевшим. А болит у них решительно всё, от личного, до общемирового. Бывший секретный физик Жарков высчитал на синхрофазотроне, что зло непременно победит, и у добра нет шансов. После чего пал духом, уволился и совершил непоправимое, а крепкий духоподъёмный старик Гринько, вещающий голосом Сергачёва, кажущийся чуть ли не олицетворением Всевышнего, похоже, выбрал неприкаянного технаря себе в приемники. Как-то так, в общем. Дальше уже детали.

И в деталях этих многое выправляется. Во-первых, это красиво. Особенно туманные лесные плутания под Гайдна. Без Тарковского явно не обошлось. Это вообще такая притча.

Во-вторых, это намеренно эклектично, ибо туманные плутания перемежаются степными видениями и почти сюрреалистическими воспоминаниями героев, что держит усталый взгляд. Сон-явь, лес-степь, старик-молодой…

В третьих, наличествуют неожиданные сюжетные извивы с неудержимым утеканием повествования в степь и юрты. Без юрт и степей этих, занимающих мизерную по хронометражу долю, да вступительных титров и не догадаться, что это вообще Казахфильм.

В четвёртых, судя по всему, лента существенно лучше своей литературной основы. Сценарий писал ныне здравствующий, но неведомый мне Анатолий Ким, многократный лауреат и орденоносец. Вся литературщина с пространными монологами о вышнем, дешёвая патетика; модная в ту пору, пору протеста против поворота рек и Семипалатинского полигона, экологическая озабоченность, – всё это, кажется, его рук дело.

Кроме того, представление фрагментарно и откуда-то понадёргано. Сочинитель стремился охватить решительно всё, до чего, как ему казалось, мог дотянуться. Это и явный перепев хуциевского «Послесловия», и только начинающаяся в то время игра в субъективный идеализм, и сразу несколько узнаваемых манер и стилей, и нравственно-философическая дребедень, и ещё много чего другого. Даже слишком.

Вот и получается у меня, как выразился бы доктор Шпак, рецензия ругательная. А это в корне неверно: картина достойная, в первую очередь, своего времени и места.
Да, вкус изменяет, но иногда и не катастрофически. Да, сюжет намеренно усложнён, чтобы у зрителя осталось ощущение глубинной глубины и смыслов, которые распутывать и распутывать. Но это тоже достаточно наивно, совершенно не достигая дна. Трогательно даже.

Да и играют хорошо. Особенно двое: мёртвые уже Гринько с Жарковым. И Жарков необычный, без этой своей фирменной приблатнённости. Земля им пухом.
Кино, кстати, для Николая Гринько почти прощальное, таковым и выглядит.

Короче говоря, есть за что ценить. Пересмотреть даже можно. Один раз.
Tags: про кино
Subscribe

  • Нас бросала молодость на кронштадтский лёд...

    Детская задача: Кого жалко, восставших кронштадтских матросов или тех, кого в крови горячечной бросила молодость на кронштадтский лёд? Ответ:…

  • (no subject)

    Третий день мусье Поддубный заявляет с экранов, что талибанский кабинет министров Афганистана инклюзивный. Без каких-либо расшифровок. Ему вторят…

  • (no subject)

    В истории всегда лес рубят - щепки летят. Споры идеологов от истории касаются только, кого считать лесом, а кого щепками. Чаще всего щепки…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments