Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Categories:

Альфавиль (Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution), Жан-Люк Годар, 1965, Франция, Италия

Похоже, самая первая кинопародия на тоталитарные антиутопии Замятина, Оруэлла и пр. До того никто на подобное зубоскальство не замахивался.

Возможно, Годар, будучи человеком левых убеждений, если и не числил себя идейным противником антикоммунистических страшилок, то был ими изрядно утомлён.
Впрочем, желчь его в адрес левых радикалов была не менее едкой. Вспомним хотя бы зачитывание заложнику пассажей из Ленина и Мао в ванной-пыточной из «Маленького солдата».

Особенность «Альфавиля» в том, что практически весь фильм содержащаяся в нём история показана как бы на полном серьёзе. Поэтому и кажется, что маэстро неожиданно сбрендил, что ему изменил ум и вкус, и склепал он из постыдных штампов ходульную антиутопическую обличалку о полицейском государстве с регламентом для всех и каждого, короче говоря, те же «Мы».

И лишь в конце, чуть ли не по самому последнему эпизоду, понимаешь, что представленное не более чем стёб. Это когда машина главного Героя-Героя переезжает туловище Плохого-Плохого точно как лежачего полицейского да ещё, если не ошибаюсь, с характерным квакающим звуком. И начинаешь неудержимо смеяться. Над всем, что тебе до того показали.

Всё как в коэновском «По прочтении сжечь» или в Элегии Игоря Иртеньева, где последними двумя строками автор вдруг ставит жирный крест на предыдущем развесистом пафосе:

Он тихо умер на рассвете
Вдали от бога и людей.
Светило солнце,
Пели дети,
Омыта струями дождей,
Планета мерно совершала
Свой долгий повседневный путь.
Ничто страдальцу не мешало
Спокойно ноги протянуть.


Элегия, кстати, написана годом раньше фильма. Но занятно совсем другое. Сколь ни читал критики, всеми фильм воспринимается на полном серьёзе. Казалось бы, достаточно просто прочесть его краткое изложение, хоть в той же википедии:

«Лемми Коушен — частный детектив, который прибывает в город будущего Альфавиль, чтобы найти агента Генри Диксона. Сам город Альфавиль находится под контролем профессора фон Брауна и управляется с помощью компьютерной системы под названием Альфа-60.

В городе объявлены вне закона все гуманные человеческие чувства, такие как любовь, нежность, сострадание и взаимопомощь, а также запрещены поэзия и романтика. Все эти запреты привели в Альфавиле к негуманному и отчуждённому обществу. Лемми Коушен пытается с помощью Наташи, дочери профессора фон Брауна, изменить ситуацию в городе к лучшему...»

Чувствуете белый накал нарочитого идиотизма? Одна Наташа фон Браун чего стоит. Мало того, её папа, профессор фон Браун, был первоначально известен как Леонард Носферату.
А противостоящий ему нуар-сыщик Лемми Коушен, он же Агент-003, извлечённый из бульварных романов Питера Чейни, всегда в плаще, нашпигованном всякими шпионскими штучками, прибывает в Альфавиль как корреспондент газеты «Фигаро-Правда» Иван Джонсон.
Поначалу Годар вообще хотел назвать опус «Тарзан против IBM».


И после всего этого лента получает «Золотого медведя» в Берлине как всамделишная антитоталитарная антиутопия, а во всех аннотациях с тех пор она максимум «антиутопический неонуар», а то и просто «антиутопия». Без всяких там смайликов.
Tags: про кино
Subscribe

  • (no subject)

    И ещё, стоило бы составить список отечественной творческой элиты с нетерпением ожидавшей немцев, как избавителей от ига сталинского кремлина. Сходу…

  • (no subject)

    Есть, наверное, устойчивый мем "польский фэнтези" или польское. Всё им речь посполитая мерещится. Кстати, фэнтези это ведь вообще комплексы, либо…

  • (no subject)

    Неформалом хорошо быть в молодости. Старый неформал, как правило, неопрятен и оставляет ощущение, как минимум, несуразности, если не брезгливости.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments