Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Category:

Откровения / Откровения. Реванш (сериал), Алексей Красовский сотоварищи, 2011/2012, Россия

Тот самый Красовский, печально известный последним своим фортелем. В данном случае совсем ещё ранний. Дебют его, как режиссёра (части серий) и сценариста в «Откровениях» и уже только сценариста в «Реванше». Каналу «Звезда» тогда остро захотелось второго сезона, вот и досняли. Лишнее доказательство, что начинала «Звезда» многообещающе. Вкус у заводил точно был.

Высококачественный малобюджетный и малоформатный отечественный сериал. Оксюморон. Хай-фай эконом. Все съёмки на самой дешёвой натуре: всамделишные квартира, лифт, лесопарк, промзона, дворец бракосочетаний, больница, дендрарий, лаборатория… Серия ~ 25 минут. Больше такого уже не повторялось. Пример единственный, мне известный, во всяком случае.

Серия тут – штучная провокация: либо отдельное дознание в первом сезоне, либо отдельная «подстава» во втором. Каждый из сезонов прошит сквозной личностью дознавателя/«подставщицы», его/её драмой. В каждой серии, которую так и хочется назвать этюдом, лишь два собеседника. Сквозной и сменщик. Сменщики – актёры узнаваемые, в основном, именитые.

Сквозные: Кирилл Пирогов в первом сезоне и Вера Строкова во втором. Оба из студии Фоменко. И не они одни. Писал уже как-то, что фоменковские актёры по одиночке в кино не снимаются.
Среди постановщиков, кстати, Оксана Бычкова, не единожды снимавшая птенцов означенной студии.

Он «раскалывает», она «подставляет». Он добивается справедливости, попутно врачуя души не совсем заблудших. Она мстит. Он дознаватель и переговорщик, она палач. Его задача – добиться признания, зачастую помочь или даже спасти того, кто по совести и не виноват вовсе, её – исполнить ею же вынесенный приговор.
Он всегда на «светлой стороне», она – когда как. По ситуации.

Сериал – отрада тех, у кого хорошая память и кто любит разбирать сюжетные хитросплетения, где даже мелкие детали важны, а связь эпизодов может быть нелинейной и хронологически непоследовательной.

Первый сезон, однако, это ещё и немного кино, к примеру, нагнетанием напряжения нарочито нервной, рывками, склейкой (бог его знает, как оно у профессионалов называется, у Годара ещё видел) в 15-й серии или, скажем, зеркальными отражениями еле видного сквозь полупрозрачную дверь силуэта в 11-й серии и прочими разными штучками в остальных.

Второй сезон в этом смысле беднее. Тут уже следишь исключительно за фабулой. Второй сезон, кстати, совершенно логичен, если не считать последней серии, допускающей толкования. Первый, ближе к коде, более шизоидный.
И да – играют все замечательно, даже Цыганов слезу из себя почти выдавил.
Только концовки обоих сезонов нерадостны, но это уже другая тема.

Другая тема

В последнее время модны стали не открытые финалы даже, которые как раз люблю, а многозначительные непонятки под занавес. Так и норовят оставить зрителя с носом в полном недоумении, чем же дело кончилось.

Стоит заметить, что традиция эта не нова. Намеренно напустил дыма и надул щёки, сделав вид, что что-то хотел сказать, ещё Стенли Кубрик в «Космической одиссее». Хрестоматийный, между прочим, пример.
На самом деле, ничего он сказать не хотел. Просто рассчитывал на жаркие шушуканья публики и кинокритиков. И не прогадал. Полвека уже копья ломают.

Точно так же поступали и другие, набивая себе цену. Однако все они относили себя отчего-то к кино высокому. Если и сериал даже, то «Твин Пикс» с пунцовым от академической натуги Дэвидом Линчем. Вот, кстати, ещё один интриган по части финалов категории «что он хотел сказать?».
В последние же годы и проходное телемыло, наконец, приёмчик этот освоило.

Концовки обоих сезонов «Откровений» нарочито усложнены, будто напрашиваясь быть растолкованными. Прекрасно понимая, что автор сделал так неслучайно, можно, конечно, откинув чёлку, гордо пройти мимо. Но можно, осознавая все последствия, главное из которых, что никакого смысла там, где предложено искать, нет и в помине, ибо никто, собственно, его туда не закладывал, принять участие в разгадывании предложенной шарлатаном имитации ребуса. Выбрал последнее.

Дальнейшее, так как разъяснений для посторонних уже не будет, имеет смысл читать лишь тем, кто сериал видел, проглотившим его с интересом и любящим поломать голову над всякой бесполезной дребеденью, не исключая при этом, что их попросту водят за нос, специально рассчитывая на такую вот реакцию. Впрочем, я повторяюсь.

Развязка первого сезона

Следователя-фрилансера, судя по всему, нужно было срочно прикончить. 24 серии для одного сезона правда перебор. И да, нашего дознавателя таки убили, хотя полной уверенности в этом нет, так как антигерой-предатель в исполнении Гаркалина явно пререкается с воображаемым собеседником. Или же со своей совестью, что одно и то же. С совестью новоявленный мистер Хайд обращается скверно, связывает её по рукам и ногам, держит в чёрном теле, затыкает рот.
Скорее всего, Иуда, который навёл безжалостных убийц не только на иисусобразного героя, которого до этого приютил, но по неосторожности и на свою любимую жену с родственниками, просто сошёл с ума. Поделом. Процесс «сноса крыши» в последней серии нам и продемонстрирован.

Развязка второго сезона

Возможно, героиня, будучи ещё только выпускницей школы, так и не доехала даже до вокзала, погибнув в ДТП, не выехала из города даже, и всё рассказанное не более чем её мечты о будущем мщении за отца и земляков, ибо знает она, что отец безнадёжно болен. Отсюда все эти нереализуемые на практике, но очень красивые в воображении, комбинации.
И вот она гибнет, таким образом, навсегда оставшись в любимом городе. Отец говорит ей «прощай». А лица своих воображаемых будущих жертв она знает, ибо напридумывала их по отцовским открыткам. И будущее завода знает, ибо действительно знает уже всё, что будет. С той стороны видно всё, вперёд и назад, до и после.

В трактовку не укладывается лишь назойливый выстрел из кустов или с небес. Впрочем, он и не показан именно выстрелом. Не видно пулевого отверстия. Скорее удар молнии сверху, с громом. А кровь на рубахе отца вполне может оказаться её собственной кровью, сама-то она поранилась.
Пулевое отверстие есть лишь на ней самой, что склоняет нас к варианту номер два. К нему приводит и появление героини в 14-й серии первого сезона, где она занимается ровно тем, чем занимается и тут, и это именно она. Выходит, занятие её сыскным делом не её фантазия, а реальность.

Таким образом, всё, показанное во втором сезоне, происходит наяву, и героиня в конце и правда сражена выстрелом высокопоставленного мерзавца-Феклистова, а отец, перевёрнутый жигуль, просёлочная дорога – предсмертные или посмертные её видения. Или же просто кома. Дорога – путь на ту сторону.
Героиня всякий раз пытается спасти своего папу, даже если этого не осознаёт, и всякий раз безуспешно. Понятно, что любой дежурный её «подвиг» это попытка сказать «нет» тому, что уже случилось. Попытка защитить отца от уже с ним произошедшего. Невозможность смириться с фактом.
И, разумеется, при гипотетическом продолжении сериала героиню можно из комы и вытащить. Как, кстати, и в первом сезоне Пирогова.
Тем более, ранена она не в сердце и не в голову. И до вокзала дойти означает выжить. Или наоборот. И уходит тогда по просёлочной дороге не она, а отец, она же с ним кратко видится на границе миров. Ну, или в собственном раненом пулей воображении.
Tags: про кино, ящик
Subscribe

  • зной

    На дворе пекло. Водочная тема неуместна, зато пиво как нельзя кстати. Вольная фантазия на тему советской пивной, в которой, судя по всему, перемешано…

  • разрыв сердца

  • (no subject)

    ТГ Зрительный нерв о кино и не только от Михаила Дряшина t.me

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments