Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Category:

Рассказы Шукшина, Алвис Херманис, Театр Наций

Вдогонку. Спектакль давно уже идёт, а я вот только ознакомился по телевизору.

То, что страна твоя – экзотика, это полбеды. Мало этого, она ещё и укатайка – животики надорвёшь, раззудись зуделка молодецкая, размахнись плечо механизатора.
Сам-то Шукшин ставил, а писал и подавно, рассказы свои с особой, высокой и грустной интонацией, даже самые вроде бы забавные. Ибо все они – пронзительная трагикомедия, где весёлого мало.
И с действительностью соотносятся редко. Пространство Шукшина не есть пространство реальной жизни. Оно особое, им выдуманное, где единственная правда есть правда художественного образа. Нам же с подмостков Театра Наций представляют жизнь как бы всамделишную, развесистую, да ещё и жизнь насекомых.

И обнаружилось вдруг, что текст такой сочный, такой яркий, что не зачитать его целиком, с выражением, никак невозможно. Ибо не избавиться физически от авторского слова, как ни старайся. Потому вместо полнокровной театральной постановки, легко и свободно существующей вне собственной первоосновы, живущей своей жизнью, получились Шукшинские чтения по ролям, с живыми картинками. Аудиокнижка с видеофайлами. Смотреть даже не обязательно, можно просто слушать.

Что говорит не столько о беспомощности постановщика, сколько об изначальной глупости выбора материала для сценических экспериментов. Есть сочинения, которые лучше не трогать. Текст должен быть податлив, в чём-то ущербен даже, допускать множественность толкований, в конце концов, при необходимости его можно бы и похерить. А тут разве похеришь? Текст такой, что сам тебя куда угодно пошлёт.
Мало того, постановщик рассказами-то как раз очарован. Не понимает одного: что самоценны они настолько, что что-либо делать из них, не будучи готовым жертвовать волшебным словом, бессмысленно.

Шукшин вот только жертвовал. И совсем не очевидно, что не напрасно. Кто-то из великанов настойчиво советовал ему бросить нахрен это кино и только и писать. Прав был, по моему разумению.

А тут ещё очередной прибалт-постановщик. Сколько их у нас тут пасётся. Для него что водка, что медведь, что балалайка. Расписные алтайские Сростки.

Кажется, из Шукшина давно уже хотят вылепить ярмарочный народный лубок на манер Любови и голубей. Разыгрывают прикольные интермедии, что в высшей степени прискорбно. Пусть даже последняя по счёту история в рассматриваемом представлении и со слезой.
Не спорю, сам лубочный жанр мил и замечателен. Только вот Шукшину в него путь заказан. Не тот совсем мужичок. Не деревенщик.
Tags: про театр
Subscribe

  • привет с фронта

    Отношение к Лендлизу зависит у нас от того, с какой стороны надлежит разбивать яйцо. У тупоконечников принято истово верить в ничтожность и подлость…

  • О нежелании быть гондоном

    Я совершенно не против поправок: о нерушимости границ, запрете усыновления девиантами, повышении уровня жизни, признании культуры наследием и прочая,…

  • Дядя Вася и паразиты

    Для начала предлагаю в сотый раз вслушаться в рекламу Газпрома, что больше десятка лет вылетает из каждого самовара. Сообщение первое. Что упало,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments