Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Category:

Из машины (Ex machina), Алекс Гарленд, 2014, Великобритания

Всё же «от машины», а не «из». От машины, как от отправной точки, от машины исходит (происходит), а не из того, что у неё там под капотом.
Да и зачем, собственно, переводить латынь? Так бы Экс Машиной и оставить. Благо игра слов: экс-машина – то, что некогда было машиной, а теперь являет собой уже нечто иное.

Весьма и весьма качественный образчик любимого мною фантастического жанра, служащего упаковкой для полноценного кино, без каких-либо на этот жанр скидок. Если бы не недотянутость сюжетной начинки – что называется «не докрутили» – вполне мог бы стоять в пантеоне, скажем, с «Солярисом», «Одиссеей 2001» или, не знаю, «Бегущим по лезвию».

Молодой программист выписан на неделю в спрятанное в снежных горах и живописных ущельях поместье компьютерного гуру, условного Джобса-Гейтса, только в самом расцвете сил и лет, для тестирования по Тьюрингу его нового творения – по-девичьи привлекательной роботессы Авы.

В соответствии с каноном остроумной английской пьесы всё происходящее по нескольку раз выворачивается наизнанку, манипуляторы оказываются манипулируемыми, злоумышленники жертвами и т.д. Зритель попеременно встаёт то на одну, то на другую сторону, пока ситуация не разрешается самым безрадостным образом. Ну или радостным, в зависимости от того, за кого вы болели.

Как отметил в самом начале, представление исполнено в лучших традициях большого кино. Солярис первый в ряду ассоциаций, причём не только изобразительных или музыкальных. Тема Хари, упоительной женоподобной субстанции, влюблённого в неё героя и циничного демиурга Сарториуса – явно тарковская.
Точно также тест на вшивость – человек ты или репликант – со всей очевидностью позаимствован у Ридли Скотта. Оттуда же, из «Бегущего по лезвию», и подозрения в имплантации детских воспоминаний, и сомнения героя по части как собственной природы, так и природы хозяина загородной лаборатории. Да и лицом робот Ава схожа с репликантом Рейчел.

Короче говоря, всё лепо, всё в масть, даже т.н. философия присутствует – дескать, машина машиной и останется, как бы ни была она похожа на человека. Всегда есть и будет бездушной тварью. Потому что имитация. И по этой самой причине обязательно одержит над человеком верх, ибо всегда будет способна бессовестно и ювелирно им манипулировать.
Не исключено, что машина тут не более чем эвфемизм, и опус гинофобичен. Недаром ведь все представленные дроиды женского полу, люди же – мужского.
Да и вообще где та грань, что отделает истинное от имитации? Сами-то мы не имитируем разве то, что называем душой? И всё такое прочее. Только всего этого до обидного мало.

Будто Алекс Гарленд куда-то спешил. Мог бы, скажем, на каком-то этапе укрепить зрителя в убеждении, что герой не совсем человек. Или его наниматель. И оставить потом с сомнением, чего-то намеренно не досказав или допустив множественность толкований. Или запузырить ещё какую-нибудь интригу вторым или третьим планом. А тут эффектный кульбит в два с половиной оборота с выходом на поклон. И всё.
Tags: про кино
Subscribe

  • (no subject)

    ТГ Зрительный нерв о кино и не только от Михаила Дряшина t.me

  • (no subject)

    А ещё, мне просто интересно, нахуя (пардон, но "зачем" в данном случае неуместно) они взяли обыкновение показывать сериалы по одной серии в неделю?…

  • Дальний космос (Stowaway), Джо Пенна, 2021, США, Германия

    Stowaway – безбилетник. Твёрдый механистический НФ в последнее время перестаёт быть редкостью, что несказанно радует моё мальчиковое сердце. А тут…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments