Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Category:

Складки на моём одеяле (Chemi sabnis naketsi), Заза Русадзе, 2013, Грузия

Характерное для грузинского кино советского времени ходульное иносказание. Многозначительная фига в кармане. Общеизвестный пример подобного – творения Абуладзе, в первую очередь, конечно, «Покаяние». Даже актёр оттуда присутствует, Автандил Махарадзе, исполнивший некогда Авеля Аравидзе. Да и другие физиономии, памятные с той ещё поры, Зураб Кипшидзе, из их числа.

Единственное, что можно сказать определённо – это Грузия. Остальное в той или иной мере условно, как формально условно оно было и в «Покаянии», хрестоматийной имитации притчи. Все понимали, что речь об ужасах ужасного гулага, но ни имени Сталина, ни вообще ссылок на советскую власть картина не содержала, оставаясь при этом удручающе прямолинейной.

Тут по столбовому приёму ровно то же самое, пусть и не столь политизировано.

Одни действующие лица тихи и благостны, обходят дома и предлагают жителям вывесить из своих окон знамёна с графическим символом – флагом, вписанным в охранительное кольцо. Этот символ, собственно, и есть символ власти. Он же красуется на здании суда, явно бывшем обкоме или крайкоме. Знаменосцы периодически получают звездюлей от вечно недовольного чем-то электората.

Другие, от которых среди прочих и достаётся знаменосцам, вид имеют озабоченный и носят русские имена (фамилий тут вообще нет). Кое-кто из них занимает высокие посты в бывшем обкоме и позволяет себе переходить на русский лишь за закрытыми дверьми среди себе подобных.

Там и сям в лёгком беспорядке разбросаны тяжеловесные символы. Так в новом доме, где новосёлы всё никак не могут распаковать вещи, красуется медвежья шкура со страшным оскалом. Дом, понятное дело, это нащупывающая свой путь Грузия, шкура же – недавнее и прискорбное прошлое.

Россию олицетворяет ненавидящая знаменосцев полоумная русская женщина Ирина раннего пенсионного возраста, страдающая болезнью Альцгеймера. Она была когда-то няней для двух, теперь уже совершеннолетних, грузинских детей – Дмитрия и Андрея, оттого, видимо, по-русски и названных. В доказательство демонстрирует фотографию мальчуганов на фоне – чего бы вы думали? – правильно, огромного бутафорского медведя, стоящего на задних лапах с разверстой пастью. Странно, что без балалайки и калаша. Скорее всего, это тот самый медведь, чью шкуру мы лицезрели в доме новосёлов. Дескать, ныне медведь повержен.

На этих двух юношей теперь вся надежда. Дмитрий недавно вернулся, конечно же, из Лондона, где отучился, а теперь, поступив на службу в судебный дом, в свободное от дел время занимается скалолазанием, символизирующим, надо полагать, рискованную неопределённость и переломную сущность настоящего момента в судьбах страны. На скалолазание подбил он и Андрея, олицетворяющего инертную, покамест неопределившуюся, но уже ищущую смыслов часть новой грузинской генерации.
Потом, глядя на плакат к фильму, где подчёркивается противостояние двух юношей, пришло в голову, что, быть может, Андрей – русский и являет собою alter ego грузина Дмитрия.

Курсируя по гористой местности, молодые люди меж тем залезают в пещеру, где находят таинственный источник какого-то свечения, природы которого для пущей многозначительности авторы ленты зрителю не открывают. Какой-нибудь спасительный Грааль, наверное.
Андрея вдруг обвиняют в убийстве знаменосца, и он, гордый, отказывается от помощи своего друга Дмитрия.

Дмитрий же в финальных кадрах без страховки лезет всё выше и выше на вершину духа к тому самому Граалю. И мы верим, что он непременно дорогу эту осилит и, ясный пень, выйдет из всех передряг победителем. Пусть и придётся ему расстаться с последними своими иллюзиями.

Но самое упоительное в картине – что длится она всего 67 минут. А то мог бы и застрелидзе.
Tags: про кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments