Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Category:

Психотерапия для господина Журдена

В одном американской фильме, в каком – решительно не вспомнить не за давностью лет даже, а за ничтожностью поделки, показана сцена посещения дорогущей тамошней ресторации, где накрахмаленный официант торжественно поднимает клош над серебряным подносом, и герои с удовлетворением видят там пару дымящихся хот-догов, которые, собственно, и заказывали. Не комедия, на полном серьёзе.

Давно уже удивляют адресованные ценителям вдумчивые и помпезные показы со вступительными словами критиков, киноведов и последующим обсуждением увиденного в рамках каких-нибудь киновечеров, спецпоказов, арт-презентаций, проектов «иного кино» и пр. откровенно бульварной, чаще, американской, клюквы. Вроде экранизаций комиксов, зомби-ужастиков или, не знаю, очередных эпизодов звёздных войн, представляемых устроителями нетленкой, классикой жанра, революцией образности, киноязыка и ещё какими-то там достижениями.

В конце концов, то, что Бергман нередко использовал в своих лентах атрибуты дешёвых ужастиков, совершенно не значит, что ужастики нужно смотреть и вообще хоть что-то о них знать. Что их нужно изучать как произведения искусства. Что о них нужно читать лекции и устраивать просмотры, предваряемые спичем какого-нибудь новоиспечённого киноведа, искренне считающего предмет своей реплики достаточным поводом для реплики.
Главное ведь не что использовать, а как, когда и в чём. Можно и в приличном фильме фаллоимитатором помахать, что никак не умаляет сам фильм, но и не является поводом считать жанр, откуда орудие позаимствовали, достойным академического рассмотрения.

Но дело даже не в этом. А в том, что на такого рода мероприятиях господин Журден с неописуемым восторгом узнаёт, что говорит прозой. В связи с чем начинает неудержимо и сокрушительно о себе понимать.
Ибо то, что ему всегда нравилось, оказывается вдруг искусством высокого полёта, а сам он – стихийным знатоком с верным от природы вкусом. Остаётся только ботаника со сцены послушать для окончательной лакировки образа. На то ботаник, собственно, к Журдену и приставляется. В качестве приснопамятного троллейбусного идиота. И неясно уже, кто кого лакирует.

И да. Поезда идут в прямо противоположных направлениях, но по сути – в одном и том же. Стираются противоречия между городом и деревней, мужчиной и женщиной, умственным и физическим трудом. Кто не знал – бергмановская «Седьмая печать» это теперь фэнтези. Совершенно официально. В одном ряду с Гарри Поттером.
Отныне не только бульварные поделки получают нетленный статус, но и нетленки идут по категории ширпотреба, пытаясь изо всех сил заслужить ленивое благоволение господина Журдена. Ибо «ля вибрасьен са моле гош этюн гранд синь! <Дрожание его левой икры есть великий признак! (франц.)> Эта нога отметет все происки и сорвет все ярлыки, которые на меня навешивают! Уи сан дот <Разумеется (франц.)>, человек, который не специалист, может быть, даже удивится, как я отношусь к этой ноге. Но ведь, товарищи, всё великое обнаруживается в малом, а я должен напомнить, что данная модель есть модель ограниченных потребностей, говоря конкретно — только одной потребности и, называя вещи своими именами, прямо, по-нашему, без всех этих вуалей — модель потребности желудочной. Потому у нее такое ограничение и в духпотребностях. А мы утверждаем, что только разнообразие матпотребностей может обеспечить разнообразие духпотребностей».
Tags: про кино
Subscribe

  • зной

    На дворе пекло. Водочная тема неуместна, зато пиво как нельзя кстати. Вольная фантазия на тему советской пивной, в которой, судя по всему, перемешано…

  • (no subject)

    Пук зелёного луку в труху, рубленое яйцо да майонез со сметаной напополам. Ну и присолить. Чего ещё надо? Можно ещё чёрного хлеба подсушить-порезать…

  • (no subject)

    Фондю - это когда катастрофически не о чем поговорить. Сидишь себе в своём картонном посёлке у бензозаправки, по воскресеньям в церковь, новостей -…

  • Загадочная история Бенджамина Баттона (The Curious Case of Benjamin Button), Дэвид Финчер, 2008, США

    Фильм такой по Скотту Фицджеральду. Там в 1939 году в советском городе Мурманске (выстроенном в стиле модерн) герои, сидючи в мурманском же отеле,…

  • постскриптум

    Пора, кажется, возвращаться к советским новогодним корням. Красное филе индейки "по-французски", кальмары с луком, яйцом и майонезом, мимоза с двумя…

  • (no subject)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments