Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Category:

Агония, Элем Климов, 1974, СССР

Фатальной ошибкой было бы поверять фильм фактами и вообще подходить к нему с позиций исторической достоверности. Ибо он, по сути, мистификация. Метафора, иносказание, художественный образ.

Как «Раба любви». Странно было бы считать михалковскую притчу рассказом о непримиримой схватке революционного подполья с врангелевской контрразведкой или фрагментом биографии Веры Холодной. Где там Врангель, где Крым, где Холодная, где хоть какие-нибудь приметы времени и места? Всё намеренно условно в расчёте на понимание или даже совсем иное, чуть ли не противоположное, смысловое наполнение. И уж точно на то, чтобы зритель не дай бог не принял красных за красных, а белых за белых.

Тут ровно то же самое, облечённое для куража в реальные как бы даты, как бы лица, как бы события, имеющие весьма условное сходство со своими прототипами. Ибо картина совсем не о том, о чём вроде бы повествует.

Оговоримся сразу: в своё время воспринималась она как раз исторической правдой. Ненасытный соотечественник алкал тему истово. Что ни появлялось – пожирал яростно, не задумываясь. Кто помнит теперь толстые журналы с «23 ступенями вниз» Касвинова и «У последней черты» Пикуля, что вырывали друг у друга из рук, давали на одну ночь, зачитывали до дыр или сразу же «зачитывали» в библиотеках?

В связи с чем трудно было ожидать от незамутнённой публики иного, нежели буквальное, прочтения киношедевра. Против обыкновения не боюсь восторженных степеней, благо и вправду на удивление высоко ставлю «Агонию», считая её творением необыкновенным. Увы, единственным такого уровня у постановщика. На мой глубоко субъективный взгляд.

Но к фильму. Он о летальном отрыве т.н. элит от страны, которую они по привычке всё ещё называют своей. О том, что элиты эти не только лишены каких бы то ни было патриотических рефлексов, но, и это самое страшное, бесповоротно заигрались в декаданс.
Ещё больше осмелев, признаемся самим себе, что сочинение и посвящено-то исключительно декадансу, упоительному его изучению, игре в него. Декаданс и есть главный герой опуса, а не какой-то там Распутин.

В слизь разложившаяся и перебродившая верхушка периода упадка да, как сейчас сказали бы, средний и креативный классы. Империя, в которую по чьей-то неосторожности, недомыслию, а то и по злой воле попала спора дрожжей. На выходе сладковатая гнильца, сыр с плесенью.

Полный отрыв от масс паразитирующих извращённых и слабоумных праздночинцев. Чахоточные сумерки, болезненные девиации, шприцы с кокаином, Серебряный век. Никого нет дома, все баре ушли на спиритический сеанс.
Короче говоря, это о терминальной мощи декаданса, легко сметающего целые империи. Только их, в сущности, и сметающего. О неуклонном, раз уж дрожжи попали в выгребную яму, достижении состояния неустранимого антагонизма между вертлявыми верхами и розовощёким гетеросексуальным простонародьем.

Ну и, наконец, излишне говорить: исполнено представление в стиле модерн, что ни в каких дополнительных разъяснениях не нуждается. Исполнено бесподобно, лучшими силами, со вкусом и пониманием.
Tags: про кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments