Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Category:

К юбилею Василия Ливанова (старое)

Шерлок Холмс, как зеркало русского либерализма

Раскрыл один очень предсказуемый текст, который бросил читать сразу же, именно по причине его предсказуемости. Бросил и захотелось вставить свои пять копеек на предмет русской англомании.
По силе отечественная англомания превосходит даже американоманию, правда, страдают ею другие особи.
В отличие от вполне демократичной, разношерстной и по большей части местечковой американолюбивой публики, Британией болеют те, кто в детстве зачитывался Стивенсоном и Конан-Дойлом или хотя бы смотрел великую экранизацию режиссера Масленникова.

То есть страсти подвержены: представители т.н.советской интеллигенции, еврейской интеллигенции светского разлива, богатые и очень богатые криминальные проходимцы, считающие себя ещё и людьми передовых взглядов и либеральных убеждений, диссиденты и диссидентствующие, изменники, а также нацмены-головорезы, умеющие, тем не менее, завязывать галстук.
Все они, за исключением последних, когда-то запоем читали Конан-Дойла

Почему именно Конан-Дойла, а не Диккенса, Джерома или, допустим, Томаса Гарди, спросите вы?
Не знаю. Но сдается, именно так.
Несбыточная мечта обосноваться в Лондоне выработалась по прочтении классика еще в советском отрочестве.
Читать Таймс под поридж, пить файф'о'клок из старинной чашки, сидеть с догом и глотком доброго бренди у камина, отдавать приказы невозмутимому породистому дворецкому, поглощать пиво пинтами, измерять двор ярдами и трескать эти, как их, ростбифы с пудингами. Старыми добрыми пудингами.
А главное – если удирать, то непременно в Лондон. Разумеется, если знать себе цену.

Вполне возможно, всё совсем не так, и привлекательность Британии сосем иного, сугубо прагматического свойства. Однако кажется мне, что без проницательности Шерлока Холмса, находчивости доктора Ватсона, Бремени белых, Джима Хокинса и прочей прекрасной дребедени не обошлось.

Детские воспоминания сохранили впечатления моей мамы, светлая ей память, о блестящей статье Владимира Лакшина в «Новом мире» об (целиком или частично – не ведаю) эпопее Конан-Дойла.
Статьи уже не сыщешь. Во всяком случае, мне не удалось.
В понимании критика, как это понимание через годы после прочтения донесла до меня мама, а затем и моя память, у литературного цикла имелся один лишь герой – Старая Добрая Англия. Всё остальное, включая детективную интригу, было вторичным.
Это понимание остро чувствовал и Масленников, гиперанглийскость экранизации которого звучала в унисон с литературной основой, поскальзываясь, впрочем, на мелочах. Масленников несколько перебарщивал по части экзотики, съезжая уже на стилизацию стилизации, но общее направление чувствовал верно.

Похождения доктора и сыщика – не более, но и не менее чем апология, даже не апология, панегирик Британии. Они – один из множества убойных инструментов вовсю склоняемой ныне «мягкой силы», отрада англофиликов, именины сердца.
И в этом уютном пространстве Джон Ватсон с пшеничными усами и военной выправкой – образец примерного англичанина-патриота, Шерлок Холмс же ещё британистее – он гиперангличанин, англичанин как триумф духа и воли, практически, бэтмен. Как Ленин всегда живой, только не коммунист, а наоборот. Сладкая парочка – симбиоз хорошего с лучшим. Оба с Островов.

Дело-то даже не в том, что Великобритания была и есть традиционный враг России (ничего личного, так складывалась история) – что-что, а это новых лондонцев уж точно не заботит, или даже не в том, что английскую кухню лучше и вовсе не знать, а в том, что именно по причине бурной коллективной англомании выглядят «наши» "русские" гости глубокими провинциалами. Каковыми, без сомнения, и являются.

2010
Tags: англофилия, лица, про кино, про книги
Subscribe

  • Война будущего (The Tomorrow War), Крис МакКей, 2021, США

    Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой Апокалиптическая стрелялка с монстрами и перемещением во времени. Собственно,…

  • стефанович

    Вослед ушедшему Стефановичу. Кажется, лучшее, что он сделал - этот вот клип, когда и клипов-то ещё не было. Сам ли наложил мосты на музыку под…

  • Дочки-матери, Сергей Герасимов, 1974, СССР

    Герасимова не то чтоб не любил, но не любил. За, как теперь говорят, пафосные (прилагательное в последние годы истаскали), искусственные, выломанные,…

  • Сорок первый, Григорий Чухрай, 1956, СССР

    Запорожец Чухрай звёзд с неба не хватал, а тут, с подачи Лавренёва, поймал удачу за хвост. Несмотря на то, что ошибся студией. Довженко подошла бы…

  • (no subject)

    И да, забыл совсем заметить. Во времена жёсткого мракобесия искусство делалось как для земной публики, так и для небесной. Причём голос второй был…

  • Наш дом, Василий Пронин, 1965, СССР

    К соцреализму постсоветские уже знатоки добавили соцромантизм. От себя присовокупил бы ещё социалистический идеализм, без которого классификация…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments