Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Category:

Ещё раз про Непобедимое солнце

Цели увлечь читателя не ставится вовсе. У вялой истории этой совсем иная задача. Сама история может быть хоть какой, не важно.
Сюжет – дело десятое, вспомогательное, техническое, ибо всё происходящее лишь предлог для безудержного словоизвержения. Оттого повествование и провисает, оттого всё так занудно.

Есть у Пелевина пыльный мешок, куда он складывает неожиданно пришедшие в голову условно остроумные мысли, мелкую похабень, злобные парадоксы и прочее – размером от фразы до абзаца – столь милое сердцам мелких философически настроенных конторщиков. Всё, что другие обычно постят в социальных сетях, получают лайки и сразу же забывают.

Как только набирается полный мешок требухи, придумывается муляж сюжета, в котором персонажи что есть мочи чешут языками. Лучше, чтоб только и делали, что трещали без умолку, ибо в уста им вложить надобно всю накопленную за год кучу умственных экскрементов. А более от так называемого сюжета ничего и не требуется.

Фабула не более чем предлог для опорожнения залежей мелко нарубленного ментального поноса в цельный брикет как бы романа.
Публика меж тем активно разбирает брикет на цитаты. То есть идёт в обратном направлении, расчленяя опус на исходные составляющие и восторгаясь их якобы крылатостью.

Каждая фигулинка в отдельности, выковырянная из невыносимо длинного монолога какого-нибудь персонажа, бывает и вправду меткА, остроумна и возможно даже неглупа. И главное – такой фигни там видимо-невидимо. Издать бы её в формате красного карманного цитатника, лучше – иероглифами.

Но как роман это всё тот же нескончаемый брикет синтетического кизяка, придуманный специально в качестве ёмкости для мелких хипстерских озарений. Бледная и чрезвычайно занудная немочь, в которой практически ничего не происходит, а все без исключения действующие лица – неутомимые болтуны с хорошо поставленными фальшивыми голосами. Точно как в классическом Стругацком зубоскальстве:

«Потом рядом со мной возникли два прозрачных человека, встали в позы и начали говорить. Оба они были босы, увенчаны венками и закутаны в складчатые хитоны. Один держал в правой руке лопату, а в левой сжимал свиток пергамента. Другой опирался на киркомотыгу и рассеянно играл огромной медной чернильницей, подвешенной к поясу. Говорили они строго по очереди и, как мне сначала показалось, друг с другом. Но очень скоро я понял, что обращаются они ко мне, хотя ни один из них даже не взглянул в мою сторону»
Tags: про книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments