Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Categories:

Сад наслаждений (El jardín de las delicias), Карлос Саура, 1970, Испания

Рыхлое кино с претензией на глубокомыслие без достаточных на то оснований. К счастью, не натужное, смотрится легко, полтора часа всего.

Состоятельный бизнесмен, попадает в аварию, после чего становится беспомощным, как ребёнок, а, главное – начисто теряет память. Авария, впрочем, необязательна, ибо по всем признакам исполняется перед зрителем геморрагический левосторонний инсульт. Исполняется, кстати, со знанием дела.

Склеротик и паралитик в прошлой своей жизни никому не доверял, храня в голове номера всех счетов и коды всех сейфов, к которым отныне доступ заказан уже решительно всем. Домочадцы во что бы то ни стало пытаются привести героя в чувство и в память, закатывая перед ним целые представления, живые картины из забытой им жизни. Его жизни, как она видится им со стороны.
И кое-то вроде бы даже удаётся, но, увы, не банковские реквизиты и вообще ничего глобального. Увы, это конец карьеры делового человека и вообще крах его жизни, какой она у него была.

В ленте, решённой потоком сознания на манер 8 ½ и бесчисленных развитий придуманного Феллини жанра, явь перемешана со снами и провокациями родственников, разыгрывающих костюмированные спектакли, границы реального и ирреального размыты, ибо видим мы всё сквозь спутанное сознание ментального инвалида.

В главной роли замечательный Хосе Луис Лопес Васкес, которого мы через четыре года, с появлением «Кузины Анхелики», успеем ещё узнать и полюбить. Тут тоже он, взрослый, фрагментами изображает ребёнка. Возможно, идея Анхелики как раз и возникла в Саду наслаждений.

И, собственно, всё. Кажется поначалу, что это такой «Отступник» Джека Лондона или «Скандальное происшествие с мистером Кеттлом и миссис Мун» Пристли: герой впал в детство и не хочет из него выходить, ибо оказался в раю, в саду наслаждений, а вся его жизнь до того была каторгой. И неясно, правда ли он впал в деменцию и амнезию, или прикидывается. Возможно и то, и другое. Но нет.

Потом мелькнул другой, разоблачительный, вариант пробуждения, где добросердечие близких на поверку оказывается фальшью, что и выявляет свалившаяся на главу семейства беда. И снова мимо.

Третье предположение, в котором злосчастье заново знакомит героя с самим собой, и катастрофически не нравятся ему уже не окружающие, а он сам, тоже рухнуло с оглушительным треском.

Когда рассеялась пыль, взору предстала декоративная композиция на заданную тему. Коллаж, с многозначительными метафорами, тяжеловесными символами, удачно и не очень сыгранными эпизодами, безрадостными кусочками и безысходными лоскутками, которые ой как хорошо было бы насадить на жёсткий скелет стержневого авторского замысла, который я, к стыду своему, так и не нащупал.
Tags: про кино
Subscribe

  • Война будущего (The Tomorrow War), Крис МакКей, 2021, США

    Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой Апокалиптическая стрелялка с монстрами и перемещением во времени. Собственно,…

  • стефанович

    Вослед ушедшему Стефановичу. Кажется, лучшее, что он сделал - этот вот клип, когда и клипов-то ещё не было. Сам ли наложил мосты на музыку под…

  • Дочки-матери, Сергей Герасимов, 1974, СССР

    Герасимова не то чтоб не любил, но не любил. За, как теперь говорят, пафосные (прилагательное в последние годы истаскали), искусственные, выломанные,…

  • Сорок первый, Григорий Чухрай, 1956, СССР

    Запорожец Чухрай звёзд с неба не хватал, а тут, с подачи Лавренёва, поймал удачу за хвост. Несмотря на то, что ошибся студией. Довженко подошла бы…

  • (no subject)

    И да, забыл совсем заметить. Во времена жёсткого мракобесия искусство делалось как для земной публики, так и для небесной. Причём голос второй был…

  • Наш дом, Василий Пронин, 1965, СССР

    К соцреализму постсоветские уже знатоки добавили соцромантизм. От себя присовокупил бы ещё социалистический идеализм, без которого классификация…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments