Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Categories:

Ещё до войны, Борис Савченко, 1982, СССР

Прекрасная ведь идея – показать неделю, лучше - день со всей его бытовой мишурой, с дрязгами, романами, сплетнями, стряпнёй, с солнцем и птичками. Пусть это будет день семьи какой-нибудь или, не знаю, деревни, посёлка, коммунальной квартиры, а то и вовсе пары влюблённых, сбежавших от своих домашних на целый день и шляющихся незнамо где, с первых петухов до поздней ночи. А на пути у неё разного рода встречи и мелкие приключения на манер «Я шагаю по Москве». Нагромождение ничего не значащих нарядных пустяков. Панорама жизни. Пастораль.

И только в самом конце, перед финальными титрами дата случайно залетевшим листком отрывного календаря или нераспроданной газетой в закрытом уже сумеречном киоске: 21 июня 1941 года. И всё, и более ничего, никаких эпилогов и проникновенных закадровых голосов.
Дата эта переворачивает всё до того показанное, на которое сморишь уже совершенно иными глазами.

Такое по сути снималось, но громоздко. Первой вспоминается лента Михаила Калика «До свидания, мальчики» (1964) по повести Бориса Балтера, потом сразу же существенно более поздний, благо название отражает формальную суть, фильм «Завтра была война» (1987) Юрия Кары, автора, прямо скажем, не выдающегося. И ещё что-то, что силюсь, но не могу вспомнить.
Первый, поэтический, вышедший, похоже, из одноимённой окуджавской песни, повествует о чистоте убиенных мальчиков, и описанный выше приём в нём не является основным. Второй, по Борису Васильеву, исполнен обличения глупой пламенной идейности периода культа личности. Но потом, дескать, война всех примирила, мёртвые вообще умнеют быстро.

А ближе всего к вожделенным параметрам милая и ныне забытая телекартина производства нелюбимой мною студии Довженко «Ещё до войны» (1982) Бориса Савченко. Тоже экранизация, уже Виля Липатова.

Лента прелестна как бы этнической прелестью. В медвежьем углу, в далёкой сибирской деревне, с соответствующим выговором, лексиконом, нравами, появляется робкая худющая городская отроковица-«стерлядка», вызывая переполох местном курятнике, особенно у крепких, кровь с молоком, аборигенок, ибо экзотичностью своей хлипкой породы отбивает завидных женихов – таёжных парубков.

Короче говоря, трогательная местами смешная, с искренней любовью к натуре выписанная история. Создатели, кажется, сами получали удовольствие от то ли драмы, то ли трагикомедии. Ну и понятно, ещё до войны. И история эта обретает-таки иное звучание в связи с войной, но лишь в качестве демонстрации чудесного и почившего мира, мира, навсегда унесённого ветром.
Tags: про кино
Subscribe

  • (no subject)

    Дочь, дефилирующая в данный момент по Нижнему Новгороду, известила о распродаже совсем не лютого по цене винила, типа, переиздания всего и вся.…

  • муки

    В балабановском опусе "Я тоже хочу" Мамонов смотрелся бы не в пример убедительнее Гаркуши. Особенно, если бы вышний крематорий его не принял. Почище…

  • Капелька чуши

    Всем известные стихи А.Вознесенского обещают неминуемое расставание в вечность, где никто никого не забудет и, соответственно, уже никогда не увидит.…

  • Кортнев

    Ради праздного любопытства попытался прослушать «В городе Лжедмитрове» горячо любимого когда-то «Несчастного случая». Декадентский джаз-рок-оркестрик…

  • Случайно заметил

    Мелодию песни "Настанет День И Час" из "Собаки на сене" (1977) Геннадий Гладков позаимствовал у себя же - из фильма "Сергеев ищет Сергеева", снятом…

  • Дед Пёрнул и Лёд Запилен

    Они просто разные. Цеппелин - условно блюзовая группа, Пёрпл - рок-н-рольная, тоже условно. Пёпл более народная, попсовая, дружественная…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments