Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Categories:

Офицеры, Владимир Роговой, 1971, СССР

Давно хотел вставить свои пять копеек, но не то чтоб не решался, всё как-то недосуг было. А теперь вот и вовсе не к месту, когда «Офицеры» из каждого утюга в связи с почившим Лановым, вечная ему память. Сыграл он там, как всегда, красиво и убедительно. Как, впрочем, и Юматов, но тот только убедительно, а Лановой ещё и красиво. Таких благородных красавцев, да ещё и одарённых, земля не родит больше. По теории вероятности не должна. Лимит исчерпан на долгие годы. Но не суть.

Не люблю я фильм «Офицеры» по своим пижонским причинам. Ибо он есть клюква развесистая ходульная схематичная, настоянная на самых расхожих, набивших оскомину штампах советского (в плохом смысле) кинематографа, разбирать которую – себя не уважать. И зубом на меня прошу не цыкать – имею полное право.

Однако, усмирив эстетскую гордыню, умом понимаю, что фильм этот был вехой, даже своего рода революцией. Чем, возможно, и объясняется культовый его статус. Ибо смелая лента эта первая и последняя на моей памяти из кинокартин советского агитпропа, ставшая манифестом крепкого «буржуазного» патриотизма. Без всяких там перерастаний войны империалистической в войну гражданскую, идейного пораженчества, классовых подходов к ратным противоборствам и прочих ленинских бредней.

Заметьте, герои на протяжении всего повествования заняты защитой отчизны и её союзников исключительно от внешнего, этнически чуждого элемента. Будь то банды басмачей курбаши Могабит-хана или немцы. Хоть показанная история и начинается на излёте Гражданской войны, на противостояние русского с русским, соотечественника с соотечественником, в обязательном порядке фигурировавшее во всех подобного рода жанровых поделках, наложен строжайший запрет. Нет никаких классовых врагов и даже замаскировавшихся предателей одной с героями русской крови.

Мало этого, назойливо декларируется аполитичность защитников родины. «Есть такая профессия – Родину защищать, взводный» слышим мы из уст царского офицера, переодевшегося в иную форму, но ни на йоту не изменившего присяге. Ибо плевать ему, какой на родном дворе теперь режим, красный, белый или серо-буро-малиновый, и каким словом зовётся ныне царь. Долг его от этого не меняется.

Возможно, и даже, скорее всего, именно эта вот идеологическая диверсия и отозвалась резонансом в сердцах широких слоёв, уставших, пусть и неосознанно, от козней затаившихся врагов народа, изуверств власовцев и каверз белого офицерства. А тут армия на то и армия, чтоб утереть нос супостату из-за бугра.

Так что кино на самом деле дорого стоит. Не надо только относиться к нему как к кино. Назовём его лучше манифестом или декларацией, а то и того чище: умной протестной акцией, в известном смысле антисоветской даже.

Зато песня Хозака и Аграновича ослепительна без всяких оговорок.
Tags: про кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Дочь, дефилирующая в данный момент по Нижнему Новгороду, известила о распродаже совсем не лютого по цене винила, типа, переиздания всего и вся.…

  • В этот день 10 лет назад

    Этот пост был опубликован 10 лет назад!

  • В этот день 3 года назад

    Этот пост был опубликован 3 года назад!

  • (no subject)

    Смычка ЛГБТ и того, что называют словом, за которое Марик забанит, обозначающим начинку телогрейки, вполне осуществима. Практически взасос. Не такие…

  • (no subject)

    Кстати, повальный переход с -ический на -ичный, упорно протаскиваемый с экранов ТВ и страниц СМИ вот уже лет семь-десять, не что иное как ползучая…

  • В этот день 11 лет назад

    Этот пост был опубликован 11 лет назад!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments