Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Category:

об угрозе одной пошлости

Бытовой пьяница ищет только повод. Бытовой графоман ведёт себя точно так же.
Вот и я в связи с покушением Кеосаяна на "Белорусский вокзал", за которое надо бы ему отрубить снималку под самый корешок (кто не в курсе - вознамерился переснять), в энный раз размещаю доброе слово о великой картине, которую числю лучшим фильмом о Войне.

И ещё два момента. Первый: всякий раз как начинаю брезгливо морщиться, затыкать уши и бежать без оглядки, только заслышав/завидев нынешнего Андрея Смирнова, вспоминаю две его великие ранние ленты и дивлюсь затейливости горнего промысла. Это ж надо было потом так протухнуть.

Момент второй: листая каналы, случайно вляпался в новую экранизацию "Спутников" Веры Пановой, третью по счёту. При том, что вторая - авторства Петра Фоменко - была совершенством.
Что ж пошлякам-то так неймётся оттоптаться на намоленном? Впрочем, вопрос риторический.
И, собственно, сам текст. Благо опять повод нашёлся. Как уже отметил, бытовая графомания имеет наркотическую природу.

Белорусский вокзал
Андрей Смирнов, 1970, СССР

Лента Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» остаётся лучшим игровым фильмом о Войне. И вряд ли кто-нибудь сможет свергнуть её с пьедестала. Судя по кинотворчеству последних десятилетий – и подавно.
Почему лучшим?
По принципу барашка и ящика. Помните у Экзюпери? Принц попросил лётчика нарисовать барашка. Барашек всё время получался не такой: то слишком большой, то, напротив, слабенький, то старый… Тогда начинающий уже заводиться лётчик изобразил ящик и сказал малышу:
- Вот тебе ящик. А в нём сидит твой барашек.
Принц просиял.

И это то главное, что делает картину абсолютно правдоподобной, реалистичной и даже натуралистичной в показе Войны.
Второй источник силы – когорта абсолютных героев. В быту неприметных, даже невзрачных, скрывающихся до поры под личинами – кто директора завода, кто журналиста, кто слесаря, кто бухгалтера. Они внедрены в чуждую им современность и в ожидании часа икс искусно таятся, заигрываются даже, забывая об истинной своей сущности.

Но в особые дни или в лунные ночи наносное слетает с оборотней, как шелуха, и перед нами вновь румяные рядовые, сержанты, медсёстры… Их начинка – Война, она – их внутреннее содержание. Они навсегда там, на ней.
И совершенно не важен социальный статус, происхождение или уровень интеллектуального развития укушенных Войною. Она их перековала и сплавила в единое целое. В каком-то смысле они и не люди вовсе.

В реальности же всё было далеко не так. Как писал Ремарк, тоже, кстати, из укушенных: жизнь состоит из одноактных пьес, герои которых не переходят из одной в другую. Они не выкованы из кремня и стали. Они разные. Пьеса-то кончилась.
Вспоминается поэт-фронтовик Межиров, хороший, кстати, поэт, сбежавший с места происшествия после того, как в самом конце восьмидесятых насмерть сбил одного талантливого актёра. То не Синявинские болота, о которых слагал стихи, то совсем другая пьеса с другими действующими лицами и совершенно другим уже Межировым.

Но реальность нас не заботит. Фильм Смирнова, прежде всего, символичен, а уж потом правдив. Правда вообще не задача искусства.
В фильме же все под знаком Великой Беды и Великой Победы. И юное поколение тоже. Девочка просыпается в ночи от того, что поезд приходит на Белорусский вокзал. Тот самый поезд. Один на всех. И на нас с вами тоже.
А мы все там, на том перроне. И всегда там будем. Во всяком случае, должны.

2015
Tags: злоба дня, про кино
Subscribe

  • Дистилляты

    К безусловным достижениям прогресса стоит отнести, что дожили мы, наконец, до тех светлых дней, когда водка стала одинакова по качеству и отличается…

  • зной

    На дворе пекло. Водочная тема неуместна, зато пиво как нельзя кстати. Вольная фантазия на тему советской пивной, в которой, судя по всему, перемешано…

  • (no subject)

    А вот, если через два месяца после прививки Спутником Ви тест на антитела даёт отрицательный результат, означает ли это, что организм оказался…

  • (no subject)

    ТГ Зрительный нерв о кино и не только от Михаила Дряшина t.me

  • Искания (в немалой степени и о себе тоже)

    Сколько-то лет тому назад по каналу Культура демонстрировали супружескую пару гуманитариев, вот уж более полувека жившую напряженной духовной жизнью.…

  • (no subject)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment