Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Category:

об угрозе одной пошлости

Бытовой пьяница ищет только повод. Бытовой графоман ведёт себя точно так же.
Вот и я в связи с покушением Кеосаяна на "Белорусский вокзал", за которое надо бы ему отрубить снималку под самый корешок (кто не в курсе - вознамерился переснять), в энный раз размещаю доброе слово о великой картине, которую числю лучшим фильмом о Войне.

И ещё два момента. Первый: всякий раз как начинаю брезгливо морщиться, затыкать уши и бежать без оглядки, только заслышав/завидев нынешнего Андрея Смирнова, вспоминаю две его великие ранние ленты и дивлюсь затейливости горнего промысла. Это ж надо было потом так протухнуть.

Момент второй: листая каналы, случайно вляпался в новую экранизацию "Спутников" Веры Пановой, третью по счёту. При том, что вторая - авторства Петра Фоменко - была совершенством.
Что ж пошлякам-то так неймётся оттоптаться на намоленном? Впрочем, вопрос риторический.
И, собственно, сам текст. Благо опять повод нашёлся. Как уже отметил, бытовая графомания имеет наркотическую природу.

Белорусский вокзал
Андрей Смирнов, 1970, СССР

Лента Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» остаётся лучшим игровым фильмом о Войне. И вряд ли кто-нибудь сможет свергнуть её с пьедестала. Судя по кинотворчеству последних десятилетий – и подавно.
Почему лучшим?
По принципу барашка и ящика. Помните у Экзюпери? Принц попросил лётчика нарисовать барашка. Барашек всё время получался не такой: то слишком большой, то, напротив, слабенький, то старый… Тогда начинающий уже заводиться лётчик изобразил ящик и сказал малышу:
- Вот тебе ящик. А в нём сидит твой барашек.
Принц просиял.

И это то главное, что делает картину абсолютно правдоподобной, реалистичной и даже натуралистичной в показе Войны.
Второй источник силы – когорта абсолютных героев. В быту неприметных, даже невзрачных, скрывающихся до поры под личинами – кто директора завода, кто журналиста, кто слесаря, кто бухгалтера. Они внедрены в чуждую им современность и в ожидании часа икс искусно таятся, заигрываются даже, забывая об истинной своей сущности.

Но в особые дни или в лунные ночи наносное слетает с оборотней, как шелуха, и перед нами вновь румяные рядовые, сержанты, медсёстры… Их начинка – Война, она – их внутреннее содержание. Они навсегда там, на ней.
И совершенно не важен социальный статус, происхождение или уровень интеллектуального развития укушенных Войною. Она их перековала и сплавила в единое целое. В каком-то смысле они и не люди вовсе.

В реальности же всё было далеко не так. Как писал Ремарк, тоже, кстати, из укушенных: жизнь состоит из одноактных пьес, герои которых не переходят из одной в другую. Они не выкованы из кремня и стали. Они разные. Пьеса-то кончилась.
Вспоминается поэт-фронтовик Межиров, хороший, кстати, поэт, сбежавший с места происшествия после того, как в самом конце восьмидесятых насмерть сбил одного талантливого актёра. То не Синявинские болота, о которых слагал стихи, то совсем другая пьеса с другими действующими лицами и совершенно другим уже Межировым.

Но реальность нас не заботит. Фильм Смирнова, прежде всего, символичен, а уж потом правдив. Правда вообще не задача искусства.
В фильме же все под знаком Великой Беды и Великой Победы. И юное поколение тоже. Девочка просыпается в ночи от того, что поезд приходит на Белорусский вокзал. Тот самый поезд. Один на всех. И на нас с вами тоже.
А мы все там, на том перроне. И всегда там будем. Во всяком случае, должны.

2015
Tags: злоба дня, про кино
Subscribe

  • (no subject)

    По поводу всем известных событий. Остыв и спрятав на минуту верёвку для линчевания. Давно пою, кто меня читает периодически, тот знает, об…

  • имперское

    Только обуяет стремление к покорению Константинополя или отождествления себя с оным, так всякий раз третий Рим оборачивается для нас форменной…

  • (no subject)

    И да, день скорби это сегодня, а день победы - 9 мая. 9 мая - праздник, а сегодня траурная дата. Та самая, скорбная, когда не надо веселиться.…

  • по второму разу

    Лужок почил, двух лет не прошло, и на белый свет осторожно вылезать стал Ястреб женский. На ТНТ в Праве знать выступает. Публичный теперь. Но хоть…

  • о глумлении над погибшими под Барановичами лётчиками и не только, и вообще

    Узниками совести теперь будут. Как пить дать. Потом, через три-четыре десятка лет, когда тыхо-претыхо начнут памятники мёртвому дыктатору ставить по…

  • (no subject)

    А если б он вдруг по могучему природному скудоумию решил транзитным поездом с Украины до Летувы перебраться, и его в Литвинии, на каком-нибудь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment