Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Categories:

Покровские ворота, Михаил Козаков, 1982, СССР

Давно стоило высказаться на тему. Ибо означенная лента произвела форменный раскол в умах советской ещё публики. Одни надрывно её любят, помнят наизусть, фонтанируют цитатами к месту и не к месту, другие столь же яростно на дух её не переносят, искренне не понимая, как можно снимать подобное непотребство в эпоху исторического перелома, да и вообще как не отсохла рука дающего народные деньги непонятно на что.

К какому-то из лагерей, уверен, примыкаете и вы. Если к лагерю обожателей – я с вами. Если нет, тогда у мене есть до вас пара слов.

«Покровские ворота» уникальны, ибо кино это безусловно жанровое, а творений, относящихся к этому жанру, всего одно – «Покровские ворота».
Формально, если очень и очень постараться, можно вписать опус в категорию музкомедии, т.е. советской оперетты. В Ленинграде вон даже целый театр имеется.

Можно ещё сильнее напрячься и вспомнить легкие образчики означенного жанра, громыхавшие в 60-х годах от Калининграда до Владивостока, «Вас вызывает Таймыр» или, не знаю, «Жили три холостяка» и пр. Бахнов, Слободской, Галич, Костюковский и Ко. Городская халтура. Халтура поселковая – «Трембита», «Свадьба в Малиновке» и пр. – совершенно иной жанр, к нашему отношения не имеющий.

А «Покровские ворота» и не городская халтура, и не поселковая, и в принципе никакая не халтура. Ибо являют собою наглый постмодернизм. Да и драматург, прямо скажем, совсем иного порядка.

Что более всего раздражает ненавистников «Ворот», да так, что сразу же выключают телевизор, едва заслышав реплику дежурного персонажа – нарочито ярмарочное переигрывание. Нарочито искусственная речь. Едкая издёвка над высокопарным штилем, ибо все поголовно декламируют. Так в жизни не говорят, себя не ведут, не улыбаются и не страдают. Так передразнивают героев замшелого провинциального театра. Ни одного живого человека – всё маски, клоуны, гримасы. Все экзальтированны, искры из глаз, будто отвёртку в жопу вставили и проворачивают.
Да и не Москва это вовсе, не коммуналка.

Так это, батенька, жанр такой особый. Назовём его, скажем, русским экспрессионизмом или, не знаю, commedia dell'arte sovietico. Это когда все с отвертками. Когда актёр вопиёт зрителю, буквально из кожи вот вылезая, что не по правде все, это мы тебя дурим, прикидываемся.
Притом не комедия. Стёб, пародия, ирония – да, но ни в коем разе не комедия. Принципиально иной вид лёгкости, ни до того, ни после не наблюдавшийся.

При мелких досадных огрехах, куда ж без них: переигрывании юного, но обнаглевшего уже Меньшикова, он, собственно, и должен был переигрывать, но отдельными эпизодами увлёкся настолько, что переиграл сам себя. Неутомимый Савранский со своим мотоциклом – вот уж без кого можно было обойтись. Воилкова тоже не пришей кобыле хвост и т.п. Об исторической достоверности даже не заикаюсь, но она задачей и не ставилась, ибо всё условно, всё в высшей степени условно. Короче, труппа отрывалась по полной на своём капустнике, за что заводиле пришлось даже Железного Феликса отработать. Впрочем, он не особо-то и брыкался, мне почему-то кажется.

И совсем не стоит быть дуболомными дундуками, это я опять к яростным отрицателям достоинств «Покровских ворот» обращаюсь. Поверьте, есть такой особый, в высшей степени условный жанр. До нас дошло только одно произведение в этом жанре созданное. Относитесь к нему с уважением, как к памятнику культуры. А то начнём над вами неудержимо хихикать.
Tags: про кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment