Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Categories:

Девять дней одного года, Михаил Ромм, 1962, СССР

Ослепительное кино, ещё и потому что единственное в своём роде. Помимо обжигающе умной, суицидальной и совершенно условной истории, истории-схемы, истории-притчи с едкими лаконичными диалогами, уникальна работа оператора, виртуозна игра актеров. Всё очень и очень стильно. Да и главный герой – нервный интеллектуал родом, откуда бы вы думали, конечно же, из деревни (мозолистые руки учёного-академика, высокий лоб мыслителя, безупречное тело атлета и тонкие длинные музыкальные пальцы токаря-фрезеровщика – так ведь, кажется, должен был выглядеть гармонично развитый строитель коммунизма, олицетворявший смычку города с деревней, умственного труда с физическим, мужчины с женщиной) – циничный романтик, самоироничный оптимист-самоубийца, с которым зритель на протяжении ленты прощается навсегда. Недаром ведь Девять дней. Не пять, не восемь, не пятнадцать.

Вместе со зрителем переходящего за черту торжественно оплакивают и прочие персонажи. Смиряется и прощается с ним жена, что в самом начале всей этой погребальной истории, ещё в аэропорту, вернее, в пункте международной телефонной связи, на год этого странного предсмертного союза сгласилась, зная, похоже, на что идёт. Так и не успев по-настоящему за этот год стать ему женою, ибо союз их по известным причинам почти сразу же стал платоническим, что в Высшей степени правильно. Прощается с праведником и родня. Прощается, даже не догадываясь об этом, только чувствует странный какой-то укол в сердце. А зритель, всматриваясь в весёлых розовощёких селян, осознаёт всю безмерность и невосполнимость жертвы уходящего. Мог бы ведь и он так, как они – просто и правильно. Жил бы долго, ни о чём таком не задумываясь, и был бы счастлив в окружении детей и домочадцев.

Интересно, каким был бы сам Михаил Ромм, если б мог с самого начала так, минуя весь свой сомнительный послужной список, разного рода Ильичей и даже убийство на улице Данте.
С другой стороны, если б можно было сразу так, то кто бы тогда вообще смотрел и ценил подобное? Сытая и разболтанная публика по мелодрамам бы сохла да по каким-нибудь пустым гангстерским стрелялкам.
А не ловила бы намеки и, уж тем более, не пыталась бы думать.

2010-21
Tags: про кино
Subscribe

  • (no subject)

    И да, забыл совсем заметить. Во времена жёсткого мракобесия искусство делалось как для земной публики, так и для небесной. Причём голос второй был…

  • Клара и Солнце, Кадзуо Исигуро

    В одну реку дважды не войти. С другой стороны, попытка – не пытка. Сколько сочинителей всю жизнь пишут под разными названиями один и тот же роман.…

  • (no subject)

    Лицо Плейшнера сделалось мучнисто-белым, и Штирлиц пожалел, что он сказал все это, и пожалел, что он вообще пришел к несчастному старику со своим…

  • Прицепной вагон к Дневному поезду

    Чтобы окончательно расквитаться с темой и, сладко потянувшись, перевернуться на другой бок, необходимо добавить следующее. Телефильм поставлен по…

  • (no subject)

    ТГ Зрительный нерв о кино и не только от Михаила Дряшина t.me

  • Лирическое предостережение из ТГ-канала Зрительный нерв

    Я могу не совпадать с автором в оценке ситуации в стране, политических взглядах, видах на урожай, сексуальной ориентации или в отношении к режиму.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment