Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Categories:

Девять дней одного года, Михаил Ромм, 1962, СССР

Ослепительное кино, ещё и потому что единственное в своём роде. Помимо обжигающе умной, суицидальной и совершенно условной истории, истории-схемы, истории-притчи с едкими лаконичными диалогами, уникальна работа оператора, виртуозна игра актеров. Всё очень и очень стильно. Да и главный герой – нервный интеллектуал родом, откуда бы вы думали, конечно же, из деревни (мозолистые руки учёного-академика, высокий лоб мыслителя, безупречное тело атлета и тонкие длинные музыкальные пальцы токаря-фрезеровщика – так ведь, кажется, должен был выглядеть гармонично развитый строитель коммунизма, олицетворявший смычку города с деревней, умственного труда с физическим, мужчины с женщиной) – циничный романтик, самоироничный оптимист-самоубийца, с которым зритель на протяжении ленты прощается навсегда. Недаром ведь Девять дней. Не пять, не восемь, не пятнадцать.

Вместе со зрителем переходящего за черту торжественно оплакивают и прочие персонажи. Смиряется и прощается с ним жена, что в самом начале всей этой погребальной истории, ещё в аэропорту, вернее, в пункте международной телефонной связи, на год этого странного предсмертного союза сгласилась, зная, похоже, на что идёт. Так и не успев по-настоящему за этот год стать ему женою, ибо союз их по известным причинам почти сразу же стал платоническим, что в Высшей степени правильно. Прощается с праведником и родня. Прощается, даже не догадываясь об этом, только чувствует странный какой-то укол в сердце. А зритель, всматриваясь в весёлых розовощёких селян, осознаёт всю безмерность и невосполнимость жертвы уходящего. Мог бы ведь и он так, как они – просто и правильно. Жил бы долго, ни о чём таком не задумываясь, и был бы счастлив в окружении детей и домочадцев.

Интересно, каким был бы сам Михаил Ромм, если б мог с самого начала так, минуя весь свой сомнительный послужной список, разного рода Ильичей и даже убийство на улице Данте.
С другой стороны, если б можно было сразу так, то кто бы тогда вообще смотрел и ценил подобное? Сытая и разболтанная публика по мелодрамам бы сохла да по каким-нибудь пустым гангстерским стрелялкам.
А не ловила бы намеки и, уж тем более, не пыталась бы думать.

2010-21
Tags: про кино
Subscribe

  • зной

    На дворе пекло. Водочная тема неуместна, зато пиво как нельзя кстати. Вольная фантазия на тему советской пивной, в которой, судя по всему, перемешано…

  • разрыв сердца

  • (no subject)

    ТГ Зрительный нерв о кино и не только от Михаила Дряшина t.me

  • (no subject)

    А ещё, мне просто интересно, нахуя (пардон, но "зачем" в данном случае неуместно) они взяли обыкновение показывать сериалы по одной серии в неделю?…

  • Дальний космос (Stowaway), Джо Пенна, 2021, США, Германия

    Stowaway – безбилетник. Твёрдый механистический НФ в последнее время перестаёт быть редкостью, что несказанно радует моё мальчиковое сердце. А тут…

  • (no subject)

    Яна Ярвет рассказывала, что Тарковский частенько был недоволен отцом и требовал переиграть всё принципиально иначе. Дочь, тонко чувствуя родителя и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment