Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Categories:

Прицепной вагон к Дневному поезду

Чтобы окончательно расквитаться с темой и, сладко потянувшись, перевернуться на другой бок, необходимо добавить следующее.

Телефильм поставлен по рассказу Бориса Золотарёва «Невеста», высоко оценённому ещё Твардовским и, соответственно, опубликованному в Новом мире, том самом, культовом, в совсем иную эпоху.

Сам Золотарёв, урожденный киевлянин, потом подмосквич, почил недавно, в 2016 году, был и сценаристом ленты, столь же легендарной в узких кругах, что и означенный выше толстый журнал. Но не суть.

Посему, похоже, не своеволием Селезнёвой, но токмо лишь волею демиурга из фильма выброшены и добавлены, как теперь говорят, смыслы и перерасставлены акценты. Немного – пара-тройка, не более. Получилось лучше, на мой взгляд, но умолчать исходную версию, раз уж взялись изучать предмет, было бы в корне неправильно.

Ситуацию усложняет, что исходных версий, судя по всему, две. Первая – непосредственно рассказ Золотарёва, вторая – его же сценарий, по моим предположениям вкратце изложенный в статье о фильме в википедии.

Ни один из них ленте не соответствует. Рассказ «Невеста» – от слова совсем. От рассказа при создании картины решено было, видимо, отойти как можно дальше, ради такого случая даже героев переименовали и дали им совсем другие профессии.
Мало этого, нет в рассказе никакого Гоши-Эдисона с его женой Ингой и сыновьями. Их частично заменяет молодой вдохновенный экскурсовод, над которым беспомощно иронизирует московский гость, чем только усиливает отвращение к себе со стороны героини.

Короче говоря, неудовольствие перезрелой невесты вызвало то, что москвич преждевременно стоптался: сорока нет, а он уже стёрся, потух, сдался и выглядит свалявшимся войлоком, пусть и со следами былой неотразимости. Ей бы кого побойчее, а не этого, молью траченного. А этот уже всё. В физическом и душевном, и не поймёшь даже в каком сильнее. Она же втайне от самой себя ждала прынца. А он уже не прынц. Хотя в самом начале казался даже ничего, но одышка, шарканье и декларативный конформизм поставили всё на свои места.

Это в рассказе.

В википедии же совсем другая петрушка, хоть и близкая к картине, но не тождественная оной. Итак, что опущено в фильме, но присутствует на посвящённой ленте страничке в разделе «сюжет», который по моим предположениям есть синопсис, т.е. краткое изложение сценария, и могло бы сделать киноисторию не такой уж прямолинейной.

Игорь (Гафт) и милая пара многодетных чудиков – Гоша (Борцов) и Инга (Покровская) – однокашники, они, все трое, вместе учились. Притом Инга – студенческая любовь Игоря, которую когда-то увёл Гоша.

Не правда ли, многое меняется? Посему Игорь и решился навестить своих однокурсников только лишь с эффектной дамой под ручку, дескать, с личной жизнью всё, наконец, налаживается. Иначе стало бы неловко всем. Оттого и холостятствует, а не потому совсем, что хлыщ столичный. Из-за незаживающей раны. Из-за неё и в прошлом бабник. Оттого и в Москву уехал (в рассказе, кстати, он москвич урождённый). Во всяком случае, ещё и поэтому.

А безобидный Гоша, тютя и рохля, знай себе, не только бабу отбил, в бобылях оставив, но и в деле жизни обскакал. Гоше есть теперь, что предъявить апостолу Петру помимо двух своих сыновей, старшего из которых, кстати, зовут Игорем (своих ли?). Игорю-Гафту же – увы, отставка по всем фронтам.

Посему и можно простить низкий (от слова «низость»), но елё заметный срыв. По всем позициям ведь обштопал его святой бессребреник, без портов, можно сказать, оставил. Да, он устал и облысел, но усталостью и лысиной неотразимого Гафта.

Всё это видит и героиня, Вера (Терехова), в Новом мире – Эмма, глубоко внутри себя ощущая (где-то очень глубоко) нечто большее, нежели дежурное участие ко вроде бы пижону, на самом деле – жертве. Так излагает вики, так что финал в синопсисе открытый. В отличие от фильма, где акценты расставлены безжалостно. Игоря жалко исключительно зрителю, но никак не высокоидейной героине.

Собственно, всё. Тема, кажется, исчерпана.
Tags: про кино, про книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дюна

    При всей моей любви к фантастике и лояльности к Вильнёву придётся, увы, Дюну не зырить. Зырить - себя не уважать, ибо сага. Тем более, Линч в своё…

  • (no subject)

    Экранизировать «Мастера и Маргариту», «Приглашение на казнь», или, не знаю, «Москву-Петушки» – затея по определению калечная. Особенно, если…

  • и ещё

    На бескрайних просторах Отечества свирепствует плотно сбитая секта алчущих смыслов пелевИнов, со своими молельными домами и тайными мессами.…

  • TRANSHUMANISM INC., Виктор Пелевин

    Как всегда остро актуален. Даже острей прежнего. Давно уже хочется ударять его по-французски – на второй слог. ВиктОр. Как незабвенный посольский…

  • В этот день 12 лет назад

    Этот пост был опубликован 12 лет назад!

  • Грифоны охраняют лиру, Александр Соболев

    Ах, какой старомодный, какой обстоятельный роман. Вернее, под него стилизация. Как бесподобно выписан. Набоков изъёрзался бы от лёгкого беспокойства.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments