Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Categories:

Клара и Солнце, Кадзуо Исигуро

В одну реку дважды не войти. С другой стороны, попытка – не пытка. Сколько сочинителей всю жизнь пишут под разными названиями один и тот же роман. Того же Ремарка взять, Эриха Марию. Пел на разные лады Трёх своих товарищей, убивал, одну за одной, нескончаемую Патрицию Хольман. Иногда, впрочем, отпускало.

Вот и Исигуро не выдержал: попробовал выдать версию «Не отпускай меня». Опус, похоже, не отпускал его самого полтора десятка лет да так и не отпустил. Ибо повторить всегда пытаются лучшее. А ничего лучше «Не отпускай меня» он так за пятнадцать лет и не создал, хоть, как мог, старался.

И подумалось, а гребись оно всё веслом, чего велосипед-то изобретать, когда изобретён уже – стоит в гараже ржавеет. Подновить-подкрасить, цепь смазать, и гоняй себе как в детстве-юности. Ибо страсть как хочется погонять, как в молодые-то годы.

Подновил и подкрасил. И если раньше родовой особенностью, отличительной чертой, фирменным знаком его мастерской была душераздирающая, на разрыв аорты, кода, являвшая собою акт мелодраматического садизма, для исполнения которого реальности нередко оказывалось мало, и приходилось выдумывать всякие разные миры и обстоятельства, то ныне это именно «Не отпускай меня» лайт-версии с тем же подправленным близко-будущим, той же жертвенной безысходностью и привычным уже ожиданием неминуемой главы-развязки, в которой всё окажется совсем плохо. И со всё той же сквозной темой обжигающе обыденной бесчеловечности.

Оказывается, душа в этом мире есть только у робота, у человека её нет. У него вместо души – имитация. И бродит маленький глупый, но пронзительно живой андроид с горячим и благородным сердцем среди мёртвых совсем людей в их целлулоидном мире. Бродит, жертвует собой и покорно ждёт своей участи.

У людей же наблюдаются разве что т.н. добрые порывы, о которых они сразу же забывают. Оттого и возникает вполне резонный вопрос: есть ли вообще у человека душа или он принципиально ничем не отличается от пылесоса? Один из безжалостных (они там все такие) героев второго плана уверен, что таки да – не отличается. Набор функций и рефлексов, а более ничего. И литератор убедительно доказывает нам его правоту.
Рассказанная Исигуро грустная сказка похожа, кстати, на андерсеновскую Русалочку.

Читается просто, но заунывно. С превеликим трудом заставил себя одолеть этот лёгкий текст. Или это, просто, я такой заунывный. Не знаю.
Tags: про книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дюна

    При всей моей любви к фантастике и лояльности к Вильнёву придётся, увы, Дюну не зырить. Зырить - себя не уважать, ибо сага. Тем более, Линч в своё…

  • (no subject)

    Экранизировать «Мастера и Маргариту», «Приглашение на казнь», или, не знаю, «Москву-Петушки» – затея по определению калечная. Особенно, если…

  • и ещё

    На бескрайних просторах Отечества свирепствует плотно сбитая секта алчущих смыслов пелевИнов, со своими молельными домами и тайными мессами.…

  • TRANSHUMANISM INC., Виктор Пелевин

    Как всегда остро актуален. Даже острей прежнего. Давно уже хочется ударять его по-французски – на второй слог. ВиктОр. Как незабвенный посольский…

  • В этот день 12 лет назад

    Этот пост был опубликован 12 лет назад!

  • Грифоны охраняют лиру, Александр Соболев

    Ах, какой старомодный, какой обстоятельный роман. Вернее, под него стилизация. Как бесподобно выписан. Набоков изъёрзался бы от лёгкого беспокойства.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments