Михаил Дряшин (dryashin) wrote,
Михаил Дряшин
dryashin

Categories:

Наш дом, Василий Пронин, 1965, СССР

К соцреализму постсоветские уже знатоки добавили соцромантизм. От себя присовокупил бы ещё социалистический идеализм, без которого классификация кажется неполной.

По определению, данному окающим усачом, если память не изменяет, на Первом съезде писателей, социалистический реализм отличается от реализма критического и любого другого тем, что отмечает в мерзости настоящего (или прошлого, если творение повествует о седых исторических событиях) огоньки неотвратимого и более прогрессивного грядущего, показывает мир в развитии к большему и светлому, когда обыденное представлено в динамике исторического процесса, а герои либо провозвестники, либо ретрограды. Социдеализм – это когда всё уже случилось. Конец истории, вернее, начало конца. Царствие Света наступило уже сейчас. На свете этом и в полном противоречии с классиками марксизма-ленинизма. Смелое, если вдуматься, течение.

Кто сказал, фальшивое? Никакое оно не фальшивое, просто, стиль такой условный, сказочный, бесконфликтный настолько, что даже хорошее с лучшим мирно в нём уживаются, а любые противостояния носят исключительно межличностный характер. И – да, при всём том в мелочах, деталях второго и третьего планов вполне себе реализм, даже с кадрами документальной хроники, с глубинами характеров и правдами художественных образов, почти образОв.

Итак, коммунизм незримо шагает по просторам необъятной нашей родины, о чём наивные его строители и не догадываются. Москва. Простецкая рабочая идейно правильная семья Ивановых. Четверо сыновей. Двое взрослых, третий – трепетный юноша, четвёртый совсем ещё карапуз. Взрослые – шофера, один, кстати, рулит на «Колхиде», было ведь в Грузии автомобилестроение, зато юноша – уже самородок, пианист на рояле, тонко чувствующий рафинированный интеллигент нервического склада с длинными пальцами хирурга и высоким лбом мыслителя в исполнении нетрадиционного Геннадия Бортникова.

Собственно, простецкое там исключительно старшее, фронтовое поколение – отец, мать, дядька (Папанов, Сазонова, Лапиков), дети же изъясняются правильными периодами. А пианист так и вовсе небожитель.

Ко всему прочему это подражание «Заставе Ильича», «Я шагаю по Москве» и прочим всплескам советской Новой волны, с тем же, кстати, Локтевым в роли главного шофёра, только упрощённое, идейно однозначное, без формалистских завихрений, одними только на них намёками.

Ради чего смотреть?

Ради сцены, где дремучие любящие родители со стылыми от страха лицами и полными слёз глазами слушают Шопена на фортепьяне в исполнении продвинутого своего отпрыска. Уважительно, будто аршин проглотив перед камерой в фотоателье, остро чувствуя собственную несостоятельность, так, что их становится мучительно жалко. Оживляются потом на сыгранной по заявкам публики Катюше. Отец, Папанов, – кажется, лучшая его роль – силится что-то такое сказать, разумеется, попадая в молоко, но слушатели свои, и это совершенно неважно.

Ради визита школьной учительницы, решившей поговорить с родителями о необычности младшего их сына, а трогательные колхозные дуболомы, ничего не в силах понять, думают, что отпрыск что-то такое там натворил и делают ему внушение.

Сцены эти, единственные и показывают, когда речь заходит о фильме или его исполнителях.

Ради первого опыта чрезвычайно достойного сценариста Евгения Григорьева. Для дипломной работы всё представленное даже избыточно.

Ради россыпи культовых актёров всех планов, включая Высоцкого мелким эпизодом, но со словами.

И ради самой-самой концовки с тихими мечтаниями отца семейства, озвученными закадровым папановским голосом, вот, дескать, зима на носу, снег ляжет, пойдём с малЫм на лыжах. «Скорей бы лёд встал, пошли бы тогда на рыбалку» чуть ли не отсюда ведь выросло. И уходящие в смурной, сумеречный, ноябрьский уже город силуэты любящих, держащихся друг за друга – самого большого и самого маленького. Последний сын. Больше уже не будет, но лет на десять хватит. До вылета из родительского гнезда. А там глядишь, и сами. Сил бы только хватило. Щемящая кода.
Tags: про кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments